Posted in Хозяйство
25.04.2013

Приютил «погорельцев» — стал животноводом

Во дворе, разделяющем фермы, гуляет домашняя птица: утки, гуси, куры, цесарки. А вот овец нарушили — хотя и прибыльное дело, но со сбытом шерсти морока.

Зато появился красавец жеребенок по кличке Цезарь. Он и дер-жится с достоинством, словно сознавая, что императорских кровей.

— Лошадь — для души, — улыбается хозяин, выпуская жеребца из загона. — Какой же фермер без коня!

Сос выдержанный, немногословный. Жена Гуар, наоборот, общительная. И очень эффектная. Скорее могу представить ее на подиуме, чем с кнутом на паст-бище. Трудно поверить, что ей приходилось пасти бычков.

— Когда есть нужда, все приходится пробовать, — говорит Сос Суренович. — В ту пору не хватало денег…

Удивительнее всего, что оба они в прошлом никогда не держали живность. Все началось, когда переехали из Армении в Выксунский район, где жили родители Гуар.

В 2012 году, когда в Выксунском районе горели леса и огонь перекинулся на населенные пункты, Сос Овсепян приютил на своем дворе животных из пострадавших фермерских хозяйств. Тогда у самого еще не было даже сарая — успели только приобрести небольшой домик в деревне Песочное, где планировали обосновать подворье. Вместе с главным районным вет-врачом Валерием Кудрячковым они собирали обгоревших животных в деревнях, охваченных огнем, грузили их в машины. Сами в грязи, едва
держались на ногах от усталости.

— Представляете, что я чувствовала, отправляя мужа туда, откуда все бежали? — спрашивает Гуар, едва сдерживая слезы.

Вскоре на их дворе уже насчитывалось около 30 коров и телят — измученных, полуживых. Некоторые из них погибли. Остальных выходили и откормили. Позднее их забрали прежние хозяева, остались лишь те, которых негде было содержать, — все постройки сгорели. Сос выкупил оставшихся животных.

За помощь людям нижегородские предприниматели подарили ему сенокосилку. Помню, как радовались начинающие фермеры, ведь прежде сено приходилось покупать.

У них патриархальная семья, как принято у армян, главное слово за мужчиной. Но Сос во всем советуется с женой. И очень гордится ею.

Об истории их знакомства можно написать целый роман. Он мечтал жениться на грамотной, городской девушке и не мог не обратить внимания на красавицу Гуар, когда она проходила мимо здания, где он работал. А знакомиться пошел к лучшей девушке из местной школы, красотой и умом которой восхищались его друзья и близкие. Он столько о ней слышал, что захотелось непременно увидеть самому. Каково же было его изумление, когда ею оказалась Гуар. Вскоре они поженились.

Муж поддерживает все ее начинания. Когда пришлось бросить университет в связи с переездом, он пообещал, что она получит выс-шее образование. Сейчас у нее диплом юриста.

Поддержал он Гуар, и когда она возглавила потребительский кооператив «РезервАгро». Кстати, дела там сразу пошли в гору — уже в первый год получили прибыль. Почти в два раза прибавилось и членов кооператива, сейчас в его составе 40 человек.

— Люди берут кредит и занимаются сельским хозяйством. Кто по-настоящему работает, получает помощь, — говорит Гуар Самвеловна. — Хочу снизить процентную ставку, чтобы члены кооператива активнее развивали дело…

Вот только мало времени остается, чтобы позаниматься с дочками, — старшая учится в шестом классе, младшая — четвероклассница. Впрочем, дочки растут помощницами.

В прошлом году супругам выделили земельный участок площадью 8 гектаров по инвестиционному проекту под строительство молочной фермы на 100 голов.

— Скоро начнем стройку — фундамент и балки поставлены, — говорит Сос Овсепян. — Скважина есть, осталось подключить электроэнергию. Осенью планируем выйти на проектную мощность.

— Большой стимул — поддержка со стороны сельхозуправления, — продолжает Гуар. — Чувствуется помощь государства. Одни мы бы ферму не потянули…

В их планах еще и переработка продукции. Только катастрофически не хватает ответственных работников.

— Некоторые начинают сразу пить, не выходят на работу или уходят среди смены, приходится все делать самим, — сокрушается Гуар.

— Вообще, если надеяться на кого-то, ничего не получится, — убежден ее муж. — Я сам иду в поле, кошу. Мы привыкли надеяться на свои силы.

Пока особой прибыли хозяйство не приносит. Вся надежда — на дойных коров.

— Деньги вложены, обратного пути нет, только вперед, — говорит Сос Овсепян.

Светлана ГУНДОРОВА.

Выксунский район.