25.04.2013

В океане макулатуры

Разбирала старые детские книжки в шкафу. “Волшебник изумрудного города”, “Русские народные сказки”, стихи Михалкова… Это мои, из детства, доставшиеся по наследству сыну. А вот пошли уже другие, их я покупала ему, совсем маленькому. Яркие картинки из диснеевских мультиков и минимум текста, хотя на обложках значится: “Золушка” и “Кот в сапогах”. Истории девушки в хрустальных туфельках и самого замечательного кота на свете свелись буквально к десяти предложениям, причем очень примитивным. Сейчас удивляюсь: зачем я купила эти книги? Польстилась на яркие картинки. Это не то что мои любимые старенькие потрепанные сказки Киплинга или не однажды подклеенная книга Агнии Барто. Помню, как радовалась, когда в книжном отделе в куче комиксов, “бетменов” и “черепашек ниндзя” нашла современное издание ее стихов. Да еще с такими замечательными картинками!

Книг для детского чтения сейчас издается много. Много и хороших. Переиздаются классики, печатаются современные талантливые прозаики и поэты. Но эти книжки как песчинки в океане третьесортной детской литературы, по сути макулатуры, заполонившей прилавки книжных магазинов. Это наследие смутных девяностых. Двадцать лет назад подобная литература вытеснила качественную. Даже известным детским писателям было трудно издать свои произведения, не говоря о начинающих. Теперь положение меняется, возродилась “Детская литература”. Появились и новые издательства (например, “Самокат” или ЖУК — “Живая умная книга”), которые работают с достойными авторами. Но тиражи опять же не настолько велики, чтобы переломить ситуацию.

 

А потребность в хорошей детской книге есть. В прошедшем году впервые за последние двадцать лет рождаемость в России превысила смертность. А где дети, там и чтение. Впрочем, многие родители, устав разбирать завалы “детской макулатуры”, стараются искать книги в Интернете, объединяются в группы, обмениваются впечатлениями и рекомендациями. Очень полезные советы может, например, дать сайт “Библиогид” (bibliogid.ru), созданный при Российской государственной детской библиотеке.

Кто-то возразит: как поверить незнакомым критикам, да еще высказывающимся в Интернете? Но еще сложнее верить тем, кому, казалось бы, можно доверять. Я говорю о Министерстве образования РФ. Кому, как не ему, нужно держать ухо востро в отношении детской литературы?

 

Однако директор одной из школ Нижегородской области показала мне книгу под грифом “Допущено Министерством образования Российской Федерации”, совместный проект издательств “Дрофа” и “Вече”, серия БОК (“Библиотека отечественной классики”) в 100 томах.

— Вот почитайте, — возмущенно говорила она, учитель русского языка и литературы, — вот что теперь называется оте-чественной классикой!

Я думаю, эту статью будут читать все-таки родители, а не дети до 16 лет, поэтому решусь привести несколько цитат из “классических стихов” одного из авторов сборника Генриха Сапгира: «Вон там убили человека… Пойдем посмотрим на него… В блевотине валяется…» и т. д., и т. п.

— Или Лев Рубинштейн, — продолжала директор школы, читаем: — “Папа купил телевизор; / Дул ветер; /Мама мыла раму”. Это поэзия?! Это вам не Пушкин: “Я вас любил, любовь еще, быть может…” Вот чему мы, учителя, должны учить детей.

А дальше я вижу у того же “классика” Рубинштейна: “Саша Смирнов имел привычку… (синоним — испортить воздух. — Н. М.) в помещении. Слышно не было, но сильно воняло”.

Если бы я не видела эту книгу собственными глазами, я бы, наверное, вряд ли поверила в существование таких текстов, допущенных Минобром.

 

Но, похоже, оно по-другому относится к вопросам детской литературы, если задачи ставит президент.

Не так давно Владимир Путин предложил сформировать список книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного прочтения, по истории, культуре и истории народов РФ. Перечень вскорости был подготовлен. В него вошли 100 книг.

Отзывы педагогов, родителей, ученых разные. В том числе в прессе и Интернете. Но, на мой взгляд, претензии существуют не по сути, а по типу: “Почему не включили то или иное произведение?” или, наоборот: “Так ли нужно школьникам наслаждаться авантюрами Бени Крика и Остапа Бендера?” Конечно, и я, пользуясь случаем, вставлю слово. Хорошая писательница Людмила Петрушевская? На любителя. А вот “Буранный полустанок” Чингиза Айтматова сам по себе прекрасен. Но роман сложный, философский — смогут ли старшеклассники понять его?

Но это так, штрихи. В целом список неплохой. В нем много произведений, действительно достойных того, чтоб их знало не одно поколение школьников (да и взрослым было бы полезно перечитать). Эти книги могут быть настоящим маяком для тех, кто не хочет утонуть в океане макулатуры.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Только цифры

Всероссийский центр изучения общественного мнения собрал информацию о том, какое количество книг россияне прочли за три месяца этого года, сколько потратили на покупку изданий. Результаты исследования показывают, что большинство россиян (77 процентов) за последние три месяца не покупали книг (исключая учебную литературу). У тех, кто приобретал их, средняя сумма расходов составила 994 рубля. По данным исследований, последние два года россияне стали читать немного больше: в среднем 4,23 книги за три месяца. В 2011 году этот показатель составлял 3,94 книги, но в начале 1990-х было 5,14.

Самыми активными читателями оказались пожилые люди и постоянные пользователи Интернета (4,56). Меньше всего читают россияне в возрасте от 25 до 34 лет (4,05).