26.03.2013

Почему танцуют овцы

— У тебя там какие-нибудь знаковые названия в местечке есть? — спросил.

— Поле Цыганочкой с давних времен зовут, — ответил Андрей.

— Эврика! Хозяйство назовем «Кармен»!

На том и порешили. Сейчас у КФХ «Кармен» есть, по мнению специалистов, все шансы стать через пару лет племенным.

На улице морозно, а во дворе тепло, уютно. Серенькие, черные кучерявые ягнята с интересом посматривают на нас. Кроме овцы, фермер подкармливает их из соски молочной смесью, для вкуса еще и сахарок добавляет.

— Растут как на дрожжах, — доволен Покаляев. — У этой породы самые высокие привесы в первые месяцы жизни. Рождаются весом 5-6 кг, а к месяцу могут прибавить еще 12.

Овец эдильбаевской породы в количестве 100 голов фермер приобрел на племферме в Астраханской области год назад. А в конце прошлого года купил еще 250 племенных овец. Сейчас идет окот, появились первые 80 малышей. Таким образом, всего в день нашего приезда на дворе проживали
430 овец и ягнят.

Странно, почти не слышно блеяния. Хотя чего обитателям выражать беспокойство, когда у них все есть. Сено, зерно, микро- и макроэлементы — все предусмотрел хозяин-зоотехник для полноценного рациона. Он придумал съемные деревянные перегородки, и каждая группа овец имеет как бы отдельную квартиру.

К финансовым вопросам перейдем. В прошлом году Андрей Степанович выиграл грант на развитие животноводства. Миллиона рублей хватило и на покупку овец, и на приобретение рулонного пресса и вил к трактору, который у него уже имелся. Да и не только трактор. Старый колхозный коровник фермер сумел восстановить и переоборудовать в современное животноводческое помещение. И все, что мы увидели во дворе, сделано, как отметил начальник Воскресен-ского управления сельского хозяйства Андрей Бочков, с крестьянской дотошностью и любовью. Окна закрыты поликарбонатом, построена печка-котел, чтоб поить овец только теплой водой. А как аккуратно смотрятся кормушки, стойла, окна, клетки в утепленном помещении!

Во дворе широкие загоны, чтобы убирать навоз трактором, при необходимости они легко перегораживаются. Имеются на дворе и электронные весы.

Часто приходилось видеть, как на оборудование выгульных площадок идет самый неходовой материал. А тут? Вышли мы на улицу — ну не калды, а детские площадки: над кормушками навесы, заборчик как у хорошего дома. Все сделано из обрезных досок. Дорого? Но и прослужит дольше, а корм под навесами не прольет и снегом не заметет. Помните пословицу: мы не так богаты, чтобы покупать дешевое.

Со времени создания хозяйства «Кармен» 20 лет минуло, и Покаляеву пришлось перепробовать немало способов выживания на селе.

— Начинал работать зоотехником в Староустье, в колхозе имени Калинина. Так бы, может, и трудился в нем, если бы не перестройка, — рассказывает он. — Пошли тяжелейшие для сельчан годы, колхозы разваливались, каждый искал свой путь. В 1992 году я вышел из коллективного хозяйства, получив на паи трактор и землю. «Угадал» с кредитами, купил сеялку, сажалку, тракторные грабли. Решил заняться картофелеводством. И тут подножки пошли одна за другой. Со сбытом проблема. И год, и второй, и третий. Перейти на что-то другое в растениеводстве на севере нерентабельно. Куда деваться? Хорошо, что была пилорама, единственное выгодное в то время производство. А потом как-то поднадоело все — зря, что ли, на зоотехника учился. И тут мне морально и материально помогли друзья из Москвы. Это они сейчас москвичи, а так наши, воскресенские, потому их сюда и тянет.

Возник у фермера вопрос: какой скот разводить, чтобы не оказаться у разбитого корыта?

— Заниматься КРС невыгодно, — рассуждает, — за северное молоко дают гроши, а себестоимость высока. Самая скороспелая отрасль — свиноводство — после африканской чумы подвергается таким проверкам, что взяться за это не решился. Вот и остановился на овцах. Почему эдильбаевской породы? Неприхотливы, хорошо растут, бараны могут достигать веса 150 кг, ярки, конечно, меньше. А на мясо спрос есть всегда. На шерсть, к сожалению, нет, хотя использовать ее можно было бы и на шинели, и на валенки, и на носки.

Время показало, что с выбором Покаляев не ошибся. Летом овцы паслись на полях, расположенных вокруг фермы, и чувствовали себя ничуть не хуже, чем на родине. Андрей решил участвовать в конкурсе на получение гранта по программе «Семейная ферма» и в числе трех наиболее перспективных фермеров Воскресенского района выиграл его.

Грант всегда предусматривает перспективу, какова же она у КФХ «Кармен»?

— Я не случайно покупал только племенной скот, моя задача — через несколько лет сделать ферму племенной, — отвечает он на этот вопрос. — К осени будет восстановлен еще один двор. Планирую засеять травами 170 гектаров, они уже распаханы. В животноводстве, как ни в какой другой отрасли, нужно очень много вложить, чтобы получить результат. Вот думаю в этом году продать 50 баранчиков, но эти деньги — мизер, если сравнить с теми средствами, которые мне нужно вложить в строительство, корма.

Подрастают в семье Андрея и Надежды Покаляевых сыновья — Антон и Слава. Погодки, один в четвертый, другой в пятый класс ходит. Помощники растут, это тоже перспектива. Хозяйство Покаляева ставят в пример в районе, значит, верят в его будущее. Односельчане уважают, видя, как чуть не сутками пропадает фермер на работе.

Еще раз выходим на выгульные площадки. Овцы резво копытами снег разгребают, как будто в пляс собираются пуститься.

— Это гены, — улыбается хозяин, — в Казахстане и Астраханской области овцы этой породы так добывают из-под снега траву. На танцы похоже или на физзарядку. Ничего, пусть зарядкой позанимаются.

Светлана БАРМИНА.

Воскресенский район.