Posted in Экономика
25.03.2013

Цена есть, когда продукции нет

Что доказывает своим примером одно из передовых хозяйств Гагинского района СПК «Березники», работающее без поддержки инвесторов. Как удается не просто выживать, а еще и развиваться, рассказывает главный бухгалтер Ирина Степашина.

— Более десяти лет используем в своей деятельности кредиты. В прошлом году привлекли 16,3 млн рублей заемных средств. Краткосрочные кредиты выделяются под 10,75 процента годовых. Процентную ставку субсидируют федеральный и областной бюджеты. Получается, что берем деньги без процентов. Долгосрочные кредиты дают под 13 процентов годовых. Если деньги хочешь получить потом и все проценты сразу, то жди федеральную субсидию. Только долгов в федеральный бюджет не должно быть. А если хочешь деньги сразу, то используй областную субсидию. Но она гасит только ставку рефинансирования Центробанка: 8,25 процента. Остаток процентов (4,75) оплачивает уже само хозяйство. Нам такие условия подходят.

— Единственный во всем регионе мощный импортный трактор на резиновых гусеницах принадлежит вашему предприятию. Его тоже покупали в кредит?

— Конечно. Чтобы технику обновить, накопить трудно. С дисковой бороной трактор обошелся нам в 13,5 млн рублей. Взяли кредит в банке на три года.

— Но кредиты еще и гасить надо. С этими обязательствами хозяйство справляется?

— Денежная выручка от реализованной продукции, или, по-другому, доход, за 2012 год составила 60,9 млн рублей.

— Что тревожит главного бухгалтера?

— Не удовлетворяет уровень зарплат: средняя по хозяйству — 9700 рублей. В мировой практике на оплату труда идет 18 процентов дохода, у нас же расходуются все 30, а сумма невелика. О чем это говорит? О том, что доход мал.

Но люди работают, стараются, производство от их труда в плюсе. По молоку мы первое хозяйство в районе. Однако из-за небольших закупочных цен на нашу продукцию много средств недополучаем. Хотя бы индексировали их по уровню инфляции. Из-за падения цен на молоко мы только за минувший год потеряли 4,5 млн рублей. Эти средства могли бы обеспечить прибавку 2500 рублей к ежемесячной зарплате каждому сотруднику. Есть проблемы со сбытом, особенно мяса. А про зерно можно сказать одно: цена есть, когда зерна нет.

Тревожит рост отчислений во внебюджетные фонды. Раньше из всего фонда заработной платы платили 16 процентов. С этого года уже отчисляем 20,1 процента. А с 2015 года будет 26 процентов. Что же нам останется? На что жить, работать, развиваться?

— Как оцениваете областную поддержку сельского хозяйства?

— В последние годы правительство региона хорошо помогает, особенно животноводству. До 2010 года получали из бюджетов разного уровня 5 млн дотаций и субвенций. В 2012 году — 18 млн 400 тысяч рублей. Это практически годовой фонд зарплаты всех работников СПК. Деньги на реконструкцию ферм выделяют при условии расхода на ремонт и строительство самого сельхозпредприятия. Но это и хорошо: мы получаем сильный стимул развития производства и улучшения условий труда животноводов.

Беседу вел
Александр КРЫЛОВ.

Гагинский район.

В мировой практике на оплату труда идет 18 процентов дохода, у нас же расходуются все 30, а сумма невелика. О чем это говорит? О том, что доход мал.