Острые углы жилья

И так уж повелось, что чаще всего людей мучают жилищные вопросы: улучшение жилья, ремонт подъездов, благоустройство придомовых территорий, текущие крыши… Именно об этом больше всего болит голова у главы администрации Вадского района Ивана Ураева. О том, как удается решать эти вопросы, в беседе с Иваном Анатольевичем.

 — Представим себе такое, Иван Анатольевич: районная администрация объявила приемный день для тех жителей, которые убеждены, что по отношению к ним местная власть поступила в чем-то несправедливо. Наверняка на прием запишутся многие, а в числе пришедших, как я предполагаю, больше всего будет тех, у кого есть жилищные проблемы…

— Не думаю, что будет обязательно так. Много же вопросов, которые обязана решать местная власть в интересах жителей района. Но непосильно сразу и быстро сделать все желаемое. Выбираем, по нашему убеждению, первоочередное. Но что подчас получается? Возьмем благоустройство. Отремонтировали на какой-то улице участок дороги, а жители других улиц идут с обидой: им сделали, а мы, значит, хуже?

Или такой факт. Построили 16-квартирный дом по программе расселения из ветхого жилья. Квартиры достались в том числе людям, которые в советские времена не получили нормальное жилье, потому что были плохими производственниками. Ну и образ жизни вели неподобающий. А вскоре после новоселья стали продавать квартиры. В адрес районной администрации посыпались упреки: кому квартиры дали? Разве мало нормальных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий? Но мы же по данной программе по закону обязаны не улучшать жилищные условия, а расселять из ветхого жилья.

Самое неприятное лично для меня, когда приходится отказывать в предоставлении квартиры участнику войны — нормативы не позволяют. При этом испытываешь душевные терзания. Есть же чувство неоплатного долга перед этими людьми. И очень сложно наедине с собой оправдаться за принятое решение.

— Сколько примеров, когда в том или ином районе местные чиновники поступают, по сути, цинично, отказывая ветерану войны в предоставлении благоустроенного жилья. Особенно это просматривается в отношении сельских ветеранов. Там у стариков собственные дома, как правило, полусгнившие. Но специалисты старательно вычисляют процент износа ветеранских домов. Не хватает нескольких процентов износа — и отказная. И плевать на то, что старику надо печку топить долгую зиму, дрова носить в дом, который уже не держит тепло…

— Не буду утверждать, что таких фактов нет…

Сначала эта программа была принята для исполнения, как говорится, в чистом виде. А потом пошли посылы: смотрите, не будьте слишком щедрыми, как бы вам с судом не столкнуться. Вот и перестраховываются члены комиссии, которым дано право обследовать дом ветерана и выходить с рекомендациями предоставлять или не предоставлять квартиру.

Тут вот еще какие мысли возникают. Да, государство, правительство задумало очень благородное дело — обеспечить благоустроенным жильем участников войны и вдов погибших на фронте. Величайшая их заслуга в сделанном для страны не только в годы войны. Благодаря принятой программе многие ветераны улучшили жилищные условия. Но, видимо, для всех у государства не хватило средств. Могло все выглядеть гораздо мягче, если бы предоставлять ветеранам благоустроенное жилье на условиях социального найма. Всем, кто того пожелает.

И нам было бы проще и приятнее работать по данной программе: обиженных не было бы.

— Не можем обойти вниманием областную программу обеспечения жильем молодых специалистов — учителей, медиков, культработников. Полагаю, без каких-либо осложнений осуществляется в Вадском районе все, что предполагает данная программа.

— Сказать, что все здесь идет как по маслу, было бы не совсем искренне. Воспринимают эту программу с неким моральным дискомфортом учителя с приличным стажем. Случалось выслушивать: как же так, только из стен института — и на тебе дом, машину. А другие столько лет проработали в сельской школе, некоторые дома сами строили, и получается, что ничего не заслужили. Что в ответ скажешь? Жизнь заставила решать кадровый вопрос, раньше такой остроты он не имел.

До текущего года при строительстве домов для молодых специалистов по этой программе от нас требовалось только подвести коммуникации и выполнить благоустройство. По затратам выходило по 200 тысяч рублей на дом. А сейчас провозглашено софинансирование. И наше участие в строительстве одного такого дома тянет уже на 600-700 тысяч рублей. Нам очень нужны врачи, сделали заявки на пятерых специалистов, примем еще трех культ-работников и одного учителя. На девять домов придется затратить порядка 6 миллионов рублей. И столько же останется на участие в других программах. Придется отказываться от некоторых предложений.

— Стороннему человеку может показаться, что на Ваду избыток жилья. Выедешь за пределы райцентра в сторону села Стрелка, а там в поле новые дома стоят. Давно построены, но до сих пор не заселены.

— Тут такая история. Когда-то у нас была очень мощная организация ОАО «Строитель». Находилась она под крылом Волготрансгаза, выполняла большие объемы работ и имела свободные средства. Из этой организации и по-ступило предложение в районную администрацию: выделите нам землю, мы будем строить индивидуальные дома и продавать их. Просьбу строителей удовлетворили, получили они землю и по—
строили с десяток домов, подвели их под крышу. А потом ситуация изменилась, Волготрансгаз от этой строительной организации отказался, она лишилась былых финансовых средств, превратилась в ООО «Вадстроитель». И застыло дело с домами.

Мы искали решение, по сути, уже договорились на определенных условиях подвести к домам все коммуникации. Но сейчас у строителей появилась возможность все сделать самим. Уже подвели воду, сделали канализацию. Остаются газ и электролиния. И можно будет продавать дома первой очереди. Таковых десять, а всего здесь можно по-строить более сорока домов.

— А спрос на них будет?

— Думаю, будет. Рыночная стоимость таких домов около 2 млн рублей, а строители запросят почти в два раза меньше. Да и земли около каждого дома 15 соток.

— Коль все пойдет по задуманному, районная администрация получит существенную помощь в разрешении жилищной проблемы.

— Надеюсь на это.

Беседу вел Виктор КОМАРОВ.