07.03.2013

Не бойтесь страхов

Отвечает Екатерина МИХАЙЛОВА, педагог-психолог областного центра помощи семье и детям «Журавушка».

Детские страхи бывают разными, но все же их можно разделить на две большие группы. Это так называемые общие страхи и страхи невротического характера.

Невротический страх длительный, очень устойчивый. Чтобы избавить от него ребенка, надо обратиться к врачам.

Как отличить невротический страх? Ориентируйтесь на возраст ребенка. Допустим, пятилетний малыш боится темноты или разлуки с мамой. Это понятно. Но если то же самое пугает 13-летнего подростка, стоит подумать о невротической реакции.

Невротические страхи еще называют фобиями.

Вообще, страх — это сигнал организму, что ситуация небез-опасна. В некотором роде он даже защищает человека. Иное дело страх патологический — фобия, которая мешает нормально жить среди людей.

Если говорить об обычных детских страхах, то существует их возрастная периодизация. Границы возрастов, впрочем, условны.

До трех лет дети боятся чужих людей, расставания с мамой, людей с усами и бородой, всего слишком резкого, шумного, яркого.

С 3 до 7 лет страх вызывают отрицательные сказочные персонажи, а также все «странное и нереальное» (например, герои книг о Гарри Поттере или «Властелина колец»). В этом возрасте дети иногда начинают бояться смерти (опасаются не только за свою жизнь, но и за жизнь близких). Это тоже из-за боязни нереального.

С 7 до 10 лет, то есть для младших школьников, характерны страхи социальные, связанные с оценками, учителями, с успешностью или неуспешностью.

Подростки тоже испытывают по большей части социальные страхи, связанные с общением в кругу сверстников: понравлюсь — не понравлюсь, примут — не примут, полюбят — не полюбят.

Как же эти страхи перебороть? Человек, находящийся в состоянии страха, как правило, находится в позиции жертвы («собака меня укусит», «Баба-яга унесет» и т. д.). Чтобы ребенок перестал чего-то бояться, нужно придумать вместе с ним, что он будет делать, если то, чего он боится, все же случится. Например, сказать ему: «Давай подумаем, что ты будешь делать, если Баба-яга придет». Можно позвать маму, запустить в Бабу-ягу чем-нибудь и т. д. То есть нужно пассивную позицию ребенка перевести в активную. Сказать: «Покажи, как ты замашешь руками, если она придет». Важно, чтобы он сам замахнулся.

Теперь о страхе темноты. Это из серии «боюсь не знаю чего». Нечеткие страхи нужно облечь в четкую форму. Например: «Боишься темноты. А чего ты там боишься? Давай нарисуем то, чего ты боишься». Так чувство страха переходит на бумагу или пластилин (если будете лепить). Если страх не очень закрепился, возможно, будет достаточно одного такого разговора, но, как правило, к нему придется возвращаться несколько раз.

Ни в коем случае родителям не стоит отмахиваться от ребенка: «Да ладно, не бойся, ты же взрослый». В этом случае ребенок остается один на один с проблемой, к тому же у него появляется комплекс («взрослый, а боюсь»). Конечно, ребенок может говорить взрослым о своих страхах ради привлечения к себе внимания, но значит, здесь другая проблема — дефицит внимания, которую тоже нужно решать.

В центре помощи семье и детям «Журавушка» работает дет-ский телефон доверия. Позвонить может любой ребенок, попавший в сложную ситуацию. Здесь всем помогут.

Тел.: 468-38-38, 8-800-200-01-22.