Все изъяны обоями не прикрыть
Установишь сигнализацию —
рухнет потолок
Мечты бывают разными. Например, директор Тамболесского Дома культуры Елизавета Пальцева много лет мечтала о ремонте родного ДК. В чем она и призналась президенту страны Владимиру Путину при личной беседе на приеме в Кремле. Было это шесть лет назад. Помню, какой окрыленной она вернулась из столицы — еще бы, на ремонт Дома культуры выделялось 2 миллиона рублей. Такой подарок к его 70-летию!
— К сожалению, успели только провести газ и сделать крышу, — вздыхает Елизавета Алексеевна. — По смете оставалось еще полтора миллиона, но они не поступили, потом наступил кризис…
А мы-то, когда ехали в Тамболес, надеялись увидеть ну если не новый Дом культуры, то хотя бы с ощутимым ремонтом. Увы, на первый взгляд здесь ничего не изменилось. Правда, внутри помещения не заметили привычных тазов — новая крыша не течет, да на стенах прибавилось фотообоев.
— Прячем под ними все изъяны, — поясняет директор ДК.
Пол, как и прежде, разукрашен трещинами — пришлось выбирать места, где не застрянут каблуки.
— А я уже не хожу здесь в такой обуви, — замечает мои осторожные передвижения Елизавета Пальцева. — Недавно на голову диджея упал кусок штукатурки, он сразу уволился. Как в таких условиях устанавливать пожарную сигнализацию, когда потолок падает?
Из-за отсутствия пожарной сигнализации, в частности, и были закрыты в районе 13 учреждений культуры, точнее, временно приостановлена их деятельность. Удивительнее всего, что в 2010 году, когда в Выксунском районе полыхали леса и в Тамболесе сгорело более половины домов, пожарные инспекторы не были столь строги и не прикрыли клуб. Именно здесь был штаб по тушению лесных пожаров. До сих пор директор ДК вспоминает то лето как кошмарный сон.
После пожара провели дорогу до конца деревни, то есть до самого Дома культуры. А на смену колодцам пришел водопровод. Впрочем, в сельском клубе нет воды и поныне — ее директор носит ведрами из своего дома, благо, живет напротив. Нет здесь до сих пор и туалета, и сколько по этому поводу ей приходится слышать упреков в свой адрес.
— Только в 2011 году я потратила 21 тысячу личных денег на замену дверей — все по тому же предписанию пожарной охраны, — вспоминает Елизавета Пальцева. — Не считаю уже, сколько уходит из зарплаты на покупку стирального порошка, канцтоваров, веников и швабр…
Стаж — полвека
Зарплата у директора Дома культуры невелика: оклад — чуть больше пяти тысяч рублей плюс доплаты за выслугу лет и сельские.
— У меня стаж работы в сфере культуры уже полвека, но это не учитывается при оплате работы, — сетует Елизавета Алексеевна. — Не оплачиваются и рабочие дни в праздники, как раньше, в двойном размере. Нам предоставляют отгулы, только отгуливать некогда — работают-то в Домах культуры 1 2 человека. Худрук у меня уволилась: «Не буду за такие гроши работать».
Художественному руководителю, к счастью, нашлась замена — им стал профессиональный музыкант Александр Железин, возглавивший новый ансамбль «Тамболесочка», в составе которого местные пенсионеры. А его жена Наталья Киселева создала два детских ансамбля, так что жизнь в сельском клубе не стоит на месте.
— Круглый год поем, я сама тяну первую партию, призовые места занимаем, про нас в газетах пишут, — улыбается хозяйка ДК. — Только в прошлом году получили 21 грамоту.
Все награды за участие в конкурсах хранятся в музее Дома культуры. Вот почетная грамота за победу во Всероссийском конкурсе «Меня оценят в XXI веке». Невольно подумалось — оценят ли?
Обращаем внимание на иконы — оказывается, музей теперь служит сельчанам еще и молельной комнатой, в селе нет храма.
— У нас собрано шесть ящиков материалов по истории села, но хранить их негде.
И все же, несмотря на тесноту и скудность обстановки, есть в сельском клубе и чем по-хвалиться — новая музыкальная аппаратура. Появилась она благодаря депутату Законодательного Собрания Нижегородской области Валерию Анисимову.
Молодежь ищет,
где комфортно
— Нам говорят: «Ищите спонсоров, идите в народ, зарабатывайте, — волнуется Елизавета Пальцева. — А как я могу брать деньги с сельчан, если их дети выступают на сцене? Кроме того, чтобы проводить платные мероприятия, сначала надо создать комфортные условия. Народ пойдет в ухоженный клуб.
В субботу, когда в сельском Доме культуры проводится дискотека, директор сидит одна в пустом зале. Молодежь в то время веселится в кафе.
— Здесь не разрешаю ни курить, ни распивать пиво, что можно в кафе, — поясняет она. — Ну а главное — там уютно и красиво, современное оснащение. Молодежь идет туда, где комфортно. Сегодня в управлении культуры нас познакомили с документом о закрытии неэффективных сельских клубов, но во многих деревнях клуб — это единственный центр культуры.
Кстати, в Тамболесе нет ни детского сада, ни школы — начальную закрыли.
— После очередного совещания у начальства в управлении культуры мы с коллегами переживаем, кто следующий в очереди на увольнение, — признается директор ДК. — Лично за себя я не боюсь, мне есть чем заняться — я председатель совета общественности, секретарь первичной организации партии «Единая Россия», председатель совета ветеранов и совета пенсионеров. Ну уйду я из клуба, так ведь здесь все разрушится.
Дом культуры для Елизаветы Алексеевны родной в полном смысле слова — его строил ее дядя. Вся ее жизнь связана с ним.
— Держусь за клуб, — говорит она. — Кроме ремонта, ничего не прошу — мебель и аппаратура есть.
Не увольнять —
ставить памятники
Дом культуры в поселке Шиморское клубом не назовешь, скорее, это дворец. Шутка ли, площадь составляет целых 1600 квадратных метров. Есть и кинозал, и спортзал, и библиотека. Правда, нужен ремонт — крыша подтекает, и требуется частичная замена отопления.
А еще позарез необходимо установить пожарную сигнализацию, из-за отсутствия которой деятельность Шиморского Дома культуры тоже приостановлена.
— Мы проводим мероприятия в школе, балетмейстер занимается с ребятами на дому, — говорит директор ДК Галина Жулина. — Если распустить все кружки, потом собрать их будет трудно.
Сама она всю жизнь проработала на одном месте и знает проблемы, что называется, изнутри.
— В поселке столько умельцев, и хотелось бы их привлечь к совместной деятельности, но у нас нет средств, — вздыхает Галина Александровна. — Да, у нас нищенская зарплата, и порой не на что купить сценический костюм, а мы всегда должны выглядеть на сцене красивыми и жизнерадостными.
Есть у Галины Жулиной свое мнение и по поводу закрытия неэффективных клубов. Она убеждена, что нужно искать иной выход и в первую очередь пересмотреть отношение к культуре.
— Все держится на энтузиазме работников, которые тянут этот воз. Если закрывать клубы, людям некуда будет ходить. Надо не сокращать работников, а памятники им ставить, — считает директор Шиморского ДК. — Хотелось бы, чтобы к нам, имеющим большой стаж и опыт, прислушивались и уважительно относились наши руководители. Мы любим свою работу и стремимся поднять культуру.
Не по пути
Начальник управления культуры администрации городского округа Выксы Александр Исаев в этой должности чуть больше года. Свою деятельность на новом месте он начал со знакомства с сельскими Домами культуры.
— Все сделал, чтобы смягчить ситуацию с закрытием учреждений культуры, — говорит он. — Эти предписания пожарных семилетней давности, в прошлом году около миллиона рублей израсходовано на выполнение их требований. И в нынешнем году заложены средства, объявлен конкурс на выполнение этих работ.
Понимаю озабоченность руководителей ДК. Культура действительно в тяжелом положении, но меня поразило, что некоторые руководители не могли ответить на элементарный вопрос о бюджете своих ДК.
Руководитель управления культуры подтвердил, что ожидается ротация персонала.
— Кто не может работать в современных условиях, нам с ними не по пути. Надо выживать за счет собственных действий.
По словам Александра Васильевича, его нельзя упрекнуть в бездействии, изыскиваются средства на ремонт ДК. В настоящее время ведется ремонт в Новодмитриевском Доме культуры.
— Уважаю жизненный опыт директоров ДК, но я делаю ставку и на молодежь, — продолжает он. — В прошлом году пришли три молодых руководителя ДК, считаю, что не ошибся в своем выборе. Призываю всех к деятельности, нужно проявлять инициативу, фантазию. Все зависит от нас. Лично у меня нет желания закрывать клубы — это решается на уровне министерства культуры.
Мне вспомнились слова пожилой женщины в одном из сел района, сказавшей: «Какие безрадостные и серые будни в деревне с тех пор, как не стало клуба, — кажется, будто жизнь совсем замерла».
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.