08_2013_11-1
Posted in События
21.02.2013

Свой хищник сильнее

Год назад общественность была удивлена странным решением Министерства обороны о закупке для армии итальянских броневиков «Ивеко» и отказе от отечественных «Тигров». Арзамасских машиностроителей, выпускающих «Тигры», это заявление особенно поразило.

Дело в защите

Выбор, сделанный военными чиновниками в пользу итальянцев, был тем более странен, что незадолго до этого отечественный бронеавтомобиль выиграл все сравнительные испытания. Итальянцы могли похвастаться только одним — комфортностью. Но так ли важна изысканность отделки салона и мягкость сидений при движении под обстрелом? Гораздо важнее степень бронезащиты. И вот тут наши военные чиновники сшельмовали.

Дело в том, что класс бронезащиты существует не сам по себе. Его можно как увеличить, так и уменьшить. Автомобиле-строители не зря считают одним из достоинств «Тигра» то, что он вобрал в себя многие узлы и детали БТРа, а значит, может выдержать и большой вес брони, и установку самых разных боевых модулей. Заказчику достаточно лишь объяснить, что нужно. Арзамасские оборонщики готовы рассматривать варианты.

Именно по этому пути пошли в Министерстве внутренних дел. Для своих сотрудников они заказали бронемашину с пятым классом защиты. Именно поэтому спецназ МВД, ОМОН и силовые подразделения ГУИНа оснащены сегодня колесной бронетехникой более защищенной, чем армейская. Отзывы о «Тигре» от силовиков из этих структур самые положительные. Опыт эксплуатации машин в боях на Северном Кавказе учтен, внедрены многие новшества, предложенные участниками боевых действий.

В техническом задании Мин-обороны на разработку броневика значился третий класс защиты. Такую машину для них и сделали. Однако машиностроители, узнав о планах закупки «Ивеко» с более высоким, шестым, классом защиты, в инициативном порядке за полгода выдали «Тигр» с защитой 6А. Однако Минобороны тогда проигнорировало более защищенную машину, взяв на испытания заказанного «середнячка».

А броневик-то — «паркетный»

Но даже такая явная игра в поддавки не помогла выставить итальянский броневик в лучшем свете. Итальянцы наотрез отказались проводить испытания на отстрел и подрыв их броневика, хотя это обязательный этап сравнительных тестов. Они предложили ознакомиться лишь с таблицами ранних испытаний. То есть фактически потребовали верить им на слово, что их «паркетный» броневик спокойно выдерживает подрыв восьмикилограммового фугаса под днищем машины. Но даже табличные данные не соответствовали заявленному шестому классу защиты.

Никак не прокомментировано и то, что экипаж их машины защищен неравномерно, даже боекомплект защищен не полностью.

В броневике нет бойниц для ведения огня из личного оружия. А вот «Тигр» позволяет вести огонь даже из подствольных гранатометов.

При этом поражает конструктивная особенность иностранной техники. Броневик сконструирован так, что эвакуация раненого водителя невозможна иначе, как через водительскую дверь. При этом никто из экипажа броневика не может заменить водителя — мешают противоминные распорки. В «Тигре» же любой из членов экипажа с легкостью заменяет раненого водителя, которого эвакуируют внутрь салона, а не наружу — под обстрел.

В общем-то, сравнивались даже не совсем «одноклассники». У итальянцев есть весьма неплохая бронемашина «Ивеко супер», в сравнительных испытаниях с которой «Тигру» и впрямь было бы интересно побороться. Но продавать ее нам итальянцы отказываются, мотивируя отказ высокой сложностью в освоении машины российскими солдатами, потому и представили «облегченный» вариант. Из тяжелой бронетехники нам готовы предложить броневичок, предназначенный для… Бразилии и других стран третьего мира.

А «Ивеко» снова не сумел воспользоваться полученной форой. Ходовые испытания на армей—
ском полигоне в Бронницах посрамили «иномарку». В русских снегах итальянец не смог показать никаких ходовых качеств, даже плохих, умудрившись застрять. В то время как «Тигру» снежное бездорожье вовсе не мешало. Он прошел по глубокому снегу, даже не снизив скорости.

После этого сравнительные испытания просто прервали.

Покупайте нижегородское!

С треском провалив сравнение в тестах, можно было бы попытаться выиграть в цене. Но и тут дела совсем плохи. «Ивеко» дороже «Тигра» в 2-3 раза в зависимости от комплектации и оснащения. Да и какое там оснащение может нести бронированный вариант обычного гражданского джипа?

Наш же «Тигр» — младший брат грозного БТРа. Но цена «Ивеко» — это как раз цена БТР-80, еще и оснащенного современным программно-техниче—
ским комплексом. Планировалось потратить 30 миллиардов рублей для закупки 1775 «Ивеко». На эти деньги можно приобрести более 5000 бронеавтомобилей «Тигр» и «Волк».

Впрочем, ни один из доводов во внимание не был принят, и «Ивеко» начали закупать для нашей армии. Минобороны обозначило тогда жесткую позицию: принимать на вооружение только лучшие образцы бронетехники, пусть даже и иностранные. В условиях международного военно-технического сотрудничества в такой позиции ничего странного нет, лишь бы выбор был в пользу действительно лучших.

История с «Ивеко супер» наглядно показала, что лучшее нам не продадут ни под каким видом. И надо бы восстанавливать порушенную базу своего оборонно-промышленного комплекса, заказывая ему армейскую технику.

До недавнего времени это могло быть только пожеланием. Всем понятно, что принять — не принять технику на вооружение — это не совещание в Министерстве обороны, а приказ командира. Отдавший же этот приказ командир сейчас уже не может отдавать губительные для своей армии команды. На днях Министерство обороны России распространило заявление об отказе увеличить объемы покупки итальянских бронемашин, успевших получить войсковое обозначение «Рысь» (их поступило 1,5 тысячи). Главком сухопутных войск пояснил, что военные отныне сделают упор на закупку бронемашин «Тигр», «Волк» и «Медведь», которые производят на Арзамасском машиностроительном заводе.

Состоялась рабочая поездка на АМЗ представителей силовых ведомств. Исполняющий обязанности директора Александр Золотарев провел экскурсию по основным звеньям технологической цепочки. Заводчане рассказали о продукции завода, ее преимуществах перед основными конкурентами. На предприятии есть новые разработки, некоторые находятся уже на стадии внедрения, готовы проекты перспективной продукции, за которой будущее колесной бронетехники.

Александр ПРАВСКИЙ.

г. Арзамас.