05_2013_4-1
Posted in Кругозор
31.01.2013

Да, есть кое-что дороже денег!

След француза Депардье, осчастливленного российским гражданством, давно простыл, но его образ, видимо, еще долго будет гулять по телеэкранам и газетным страницам. Уж больно выигрышный кадр попал в российское политическое поле. Хоть так его поверни, хоть эдак… Ну и, конечно, как удержаться от соблазна подкрепить его крупной, хотя и рыхловатой, фигурой реноме российской налоговой системы, если точнее, плоской шкалы подоходного налога с физических лиц.

Ну как же, всемирно известный актер сломя голову бежит из своей страны, президент которой установил налог, взбесивший Депардье, — 75 процентов с дохода свыше 1 миллиона евро в год. Тут не только России, самому черту поклянешься в любви, лишь бы не тряс безбожно твой тугой кошелек!

Не наше с вами дело судить, хватил лишку президент Франции или нет с этими 75 процентами. Но они столь разительно отличаются от той доли, которую уплачивают со своих сверхдоходов в госказну российские олигархи (как и все работающие российские граждане, по 13 процентов), что оставить без внимания сей факт защитникам нашей плоской шкалы подоходного налога просто невозможно. Но посмотрите, сколь «изобретательно» пытаются некоторые комментаторы отбить охоту даже думать о возможности возврата в нашей стране к системе прогрессивного налога, увязывая ее воедино с событиями 1990-х годов, вызывающими негативное отношение у большинства жителей России.

Весьма преуспел в этом, в частности, небезызвестный политолог Леонид Радзиховский, статья которого опубликована в «Российской газете».

«В нашей стране «европейски-прогрессивная система налогов» была в 1990-е годы, — напоминает он. — Именно при ней выросли многомиллиардные состояния, легко обойдя налоги, почти не было среднего класса, а бедняки реально недоедали. С тех пор как ввели плоскую шкалу, резко выросли сборы налогов, появился массовый средний класс. Конечно, здесь было много факторов, но и плоская шкала тоже сыграла положительную роль. Тем не менее большинство наших граждан — горячие сторонники «прогрессивного налога». Вот это наследие «лихих 90 х» востребовано».

Между прочим, это уже весьма смахивает на шельмовство — выдавать желание «большинства наших граждан» иметь в стране более справедливую, по их мнению, налоговую систему за востребованность у десятков миллионов россиян наследия «лихих 90-х»! И увязывать прогрессивную шкалу подоходного налога, при которой для сверхбогатых граждан была установлена ставка более 30 процентов, с ростом с нуля многомиллиардных состояний в России столь же нелогично, сколь смешно. Но когда очень хочется получить в задачке нужный ответ, чего только не позволит себе даже известный политолог!

«С тех пор как ввели плоскую шкалу, резко выросли сборы налогов», — недрогнувшей рукой выводит Радзиховский. И, конечно же, при этом он, как и десятки других комментаторов и специалистов, ратующих за сохранение плоской шкалы, умалчивает о самом главном — о том, о чем в последние десятилетия напоминала, по моим наблюдениям, только газета «Земля нижегородская». Дело в том, что в 2001 году при упразднении прогрессивного подоходного налога одновременно на один процент была поднята ставка этого налога для всех работающих граждан России! Вот откуда идет повышение сборов с этого налога. Причем ни тогда, ни в последующие годы миллионам россиян так и не объяснили, почему, в несколько раз снизив ставку для сверхбогатых, в то же время увеличили налоговое бремя на большинство трудящихся граждан.

Слабо, г-н Радзиховский, разговаривать с читателем по-честному, без купюр? И фраза «Реальный «прогрессивный доход» государства невелик — от таких налогов многие уходят», — она ведь свидетельствует не о недостатках прогрессивного подоходного налога, а о неспособности государства собирать его в полной мере. Что, кстати, несколько лет назад откровенно признал Владимир Путин. Тогда же он сказал, что вопрос о введении в России прогрессивного подоходного налога не снимается с повестки дня. То же самое в недавнем интервью зарубежным журналистам заявил и Дмитрий Медведев. Правда, добавил при этом, что произойдет это не в ближайшем будущем. И все же, думается, приступать к реализации этой идеи сподручнее было бы, когда и Путин, и Медведев находятся у власти.

Если бы это произошло уже завтра, весьма интересно было бы понаблюдать, как сумеют «перестроиться на марше» комментаторы, все силы бросившие сегодня на дискредитацию прогрессивной шкалы подоходного налога, который уже давно введен и в странах Европы, и в США, и в Японии…

Когда грянул мировой кризис 2008 года, премьер-министр Великобритании тут же выступил с инициативой повысить ставку подоходного налога на богатых граждан, зарабатывающих в год свыше 150 тысяч футов стерлингов (в переводе на наши рубли — чуть больше 7 миллионов). Замечу, что с апреля 2012 года сумма годового дохода, не подлежащая в этой стране налогообложению, увеличена до 8 тысяч 105 фунтов (около 380 тысяч рублей). То есть, повышая ставку для богатых, одновременно расширяют категорию лиц, с которых подоходный налог вообще не взимается. Чем не пример нам для подражания. Разве не справедлив в принципе такой подход?

Но тут же слышу категорическое несогласие того же Радзиховского. «… Есть кое-что дороже денег: зависть к чужим деньгам, — не моргнув глазом, заявляет он. — Этот налог — популистская месть за богатство».

Что до миллионов россиян, они еще с начала 1990-х годов по горло сыты обвинениями в «зависти», стремлении «все отнять и поделить». Но чтобы и спустя двадцать лет слышать изрядно протухшие псевдоаргументы!

Да, есть кое-что дороже денег! Это чувство собственного достоинства, честь, которую миллионы россиян не разменяли на медяки. И право на то, чтобы к мнению «большинства наших граждан» с полным уважением относился каждый берущийся за перо.

Николай РЯЗАНОВ.