Posted in .
24.01.2013

А если взглянуть на себя?

Виртуальное сообщество все чаще заставляет говорить о себе в реальном мире. Очередной интернет-скандал выплеснулся со страниц блогов и сайтов на газетные полосы и в телеэфир. История, начавшаяся более полугода назад, только сейчас приобрела широкий общественный резонанс, и не в последнюю очередь благодаря Интернету.

В погоне за «лайками»

Все началось тогда, когда две школьницы из Шатков выложили на своих страничках в одной из социальных сетей личные фотографии.

Тринадцатилетние фотомодели решили сфотографироваться с бутылкой пива — атрибутом «взрослости и крутизны». Тяга несовершеннолетних девиц к алкоголю уже сама по себе удручает, но «затейницам» этого показалось мало. Надо же выбрать и оригинальный фон для фото. Местом распития пива и проведения фотосессии стало местное кладбище. Тем более, стояли дни троицких празднеств, так что поход к месту поминовения показался уместным.

Принимая фривольные позы, девицы не забывали и про бутылку, показывая, как они облизывают тару из под «любимого напитка».

Надгробные плиты затем показались банальным антуражем, и одна из девушек облюбовала для фотосъемки могильный крест. Возможно, обнимая его руками и ногами, она и не думала сравнивать христианский символ с шестом для стриптиза, но большинству людей, видевших фото, пришла на ум именно эта аналогия.

Выложив фотографии в Интернете на страничках группы, участницами которой они являлись, девчонки, наверное, рассчитывали на кучу «лайков» (выражение одобрения в Интернете), в погоне за которыми явно и устраивалась фотосессия. Однако с оценкой подростки просчитались. Большинство просмотров закончилось резко негативными комментариями. Досталось девчонкам и за внешний вид, и за нарочитый эротизм поз, неестественный для столь юных созданий, и за пресловутое пиво, и, конечно, за выбор места съемки.

Поняв, что вместо похвалы они встретили резко выраженную неприязнь (а в выражениях комментаторы не стеснялись), девочки удалили фото со своих страниц, думая, что на этом инцидент будет исчерпан. Но не тут-то было! Представители группы, в которую они входили, решили привлечь к этому случаю внимание общественности. Скопированные фотографии пошли гулять по сети. Участник группы под ником Alexander даже обнародовал свою переписку с одной из девчонок, в которой она слезно просит его удалить копии снимков.

Позор как воспитательная
мера

Сложно сказать, какую в точности цель преследовали бывшие товарищи девушек по группе, но одно известно точно — незамеченными их попытки привлечения внимания не остались. Поразительно, но обвиняя девочек в безнравственности, многие пользователи демонстрировали столь же низкий порог самоцензуры. Не связанные никакими ограничениями в выражении эмоций комментаторы пытались перещеголять друг друга в изобретении казни для виновниц скандала. «Сжечь!», «Закопать рядом!» — это далеко не единичные и не самые изощренные комментарии.

Обсуждение мерзкого поступка быстро переросло в базарную свару. Редкие попытки разобраться в причинах подобного поведения подавлялись теми, кто очень хотел сделать девчонок инструментом для того, чтобы «другим было неповадно». О том, что кто-то все же продал несовершеннолетним алкоголь, никто и не вспоминал – эта тема уже потеряла остроту из-за частого обсуждения, о ней забыли.

Кстати, и название первой темы для обсуждения поступка восьмиклассниц весьма показательно: «…мэн покарал глупых школьниц». Переписка Alexanderа с одной из девочек представлена неким воспитательным процессом. Создается впечатление, будто участники группы забыли про существование педагогов, работников правопорядка, священников, психологов, наконец, самонадеянно взяв на себя их миссию.

Неужели смакование подробностей этого поступка в сети и содействие в распространении кощунственных фото — это достойный метод воспитания? -Alexander выговаривает девушке, что она «позорит наши Шатки», и при этом не торопится удалить фотографии, наверное, полагая, что на его-то страничке эти снимки уже не «позор Шатков», а важная социальная миссия…

Педагоги давно провели с девочками беседу, увидели, что поступок свой те переосмыслили. Работники милиции, со своей стороны, приняли меры к тому, чтобы участницы фотосессии осознали последствия своего кощунства. Но сетевым «троллям» этого и по сей день мало. Разгоряченная толпа, как и тысячелетия назад, вопит: «На костер!», убежденная в собственной безгрешности.

На сегодня прессинг «возмущенной общественности» привел к тому, что одна из виновниц скандала уже сменила место жительства. Другую девочку, живущую в Шатках, педагоги были вынуждены отстранить от занятий из-за опасности нервного срыва. Мама девочки вынуждена была оставить работу, считая, что ей лучше сейчас быть рядом с дочерью. Нападки в Интернете, непрерывные звонки падких до сенсации журналистов, их желание посмаковать подробности происшествия в скандальном ток-шоу на телевидении только усугубляют трудную ситуацию, в которой оказались школьницы.

Национальная традиция или  «бревно в глазу»?

Меня возмутительный поступок девочек не удивил. Подросткам свойственно копировать поведение взрослых. Стоит ли удивляться тому, что девочки, каждый день видящие, как взрослые пьют пиво, тоже захотели его приобрести? Тем более что «запретный плод», как им казалось, «сладок». Да и кладбище для многих взрослых уже давно не только место поминовения и молитвы. Как заметила одна из пышущих негодованием комментаторш: «Люди там выпивают за помин, для того и столики поставлены, и лавочки, а вот фотографироваться нормальному человеку и в голову не придет». То есть алкоголь на кладбище не воспринимается как что-то кощунственное. Ну конечно, ведь это «бревно в своем глазу»…

Кладбище — место святое. Там лежат наши предки. Всегда это место считалось особым. Проходя мимо кладбища, православные христиане крестятся, мысленно поминая всех здесь лежащих, и ведут себя предельно благоговейно. Но каждый ли из тех, кто требует сегодня сурово наказать девочек, ведет себя так? Всем ли суровым комментаторам крест напоминает о молитве?

Называя распитие водки на могилах «национальной традицией», многие ли понимают, что такое случилось как раз из-за потери веры? Человек сегодня отмечает водкой и покупку машины, и рождение ребенка, и свадьбу, и похороны. Но сделали из хмельного напитка некий символ именно взрослые. Так стоит ли после этого удивляться, что дети на кладбище пиво принесли? Восклицая: «Мне бы такое и в голову не пришло», стоит помнить о том, что подростки склонны копировать не только положительные поступки взрослых. Почему мы смеемся над шутками пародистов, что «на похоронах тещи порвали два баяна»? И почему пародисты шутят так гадко? Обвиняя детей в непочтительном поведении, мы должны обвинять в первую очередь себя.

Александр КУРИКОВ.

С надеждой на покаяние

Настоятель церкви в честь Тихвинской Иконы Божией Матери в Арзамасе протоиерей Николай Жданов, печалясь о поступке девочек, высказывает свою точку зрения на его причины:

— Я не вижу прямой связи взрослой «традиции» поминовения усопших водкой с тем, что эти девочки пришли на кладбище с пивом. Скорее это часть молодежной субкультуры. Не секрет, что подростки и смелость свою проверяют походами на кладбище, и движение готов возникло не на пустом месте. Для молодежи отношение к смерти зачастую романтически-загадочное. Побуждение к столь странному поступку у девочек скорее было связано с неким мистическим куражом, желанием острых ощущений. Хотелось прикоснуться к неизведанно-запретному.

Таким девицам и сатана-то порой представляется неким романтическим героем. Особенно когда они начитаются «Мастера и Маргариты». А чувства святости места, нормального для многих взрослых людей, у подростков еще нет. Отношения к святыне, к смерти как к сакральному таинству (там ведь наши родственники, деды, отцы), видимо, пока не сложилось. Вот и вылилось все в игру, с пробуждением естественных женских природных инстинктов. Девчонки в этом возрасте много кривляются, вот и на кладбище вели себя так же, как привыкли в жизни.

Конечно, надо, чтобы общество само хранило сакральность мест погребения и поминовения. Ведь случаются подобные вещи и на мемориалах, Вечный огонь не раз оскверняли в разных городах. И хорошо, что люди возмущаются, значит, чувство святости мест поминовения не истреблено в нас.

Важно воспитывать таких девиц. Прежде их просто выпороли бы с наставлением. Этот стыд они б на всю жизнь запомнили, да и своим бы детям настрого заказали так поступать. Я бы постарался объяснить кощунственность их поступка и на первый раз этим ограничился. Думаю, так же действуют педагоги и работники милиции, хорошо знакомые с детской психикой. Надо надеяться на вразумление, дать человеку возможность покаяться. Ну а подлинное осознание поступка придет не сразу. Оно появится только с развитием религиозных чувств. У девчонок, видимо, пока их нет, и с этим, к сожалению, сразу-то ничего не поделаешь. Остается только воспитывать, верить в их покаяние.

Резкие пожелания в адрес девочек — это не нужно. Не тот случай, чтобы девчонок столь страшно наказывать, думая только о назидании другим. Их поступок достаточно обсудить в школе, сделать внушение в милиции. Надеюсь, они уже многое поняли.

Ну а то, что общество реагирует, это значит, что обществу больно. Значит, оно еще не потеряло нравственные ориентиры. Было б хуже, если бы нам оказалось все безразлично.{jcomments on}