04_2013_16-1
Posted in Кругозор
23.01.2013

Строптивый командир

Что мешало этому человеку жить спокойно? Он мог бы дослужиться до адмирала, мог быть обласкан и наверняка бы получил высокое звание Героя Советского Союза, которое ему полагалось по праву. Его ждала послевоенная слава. Все могло быть у этого человека.

Почему же он предпочел другую судьбу и другую жизнь? Говорят, что в последние годы жизни его видели в ленинградских пивнушках, куда он приходил с орденом Ленина на лацкане помятого пиджака. Его запросто звали Сашка-подводник. Иногда он встречал морских собратьев, и всей компанией они переходили на напитки покрепче.

Его не стало в 1963 году. Сломил рак…

1

Он любил свободу и был плохо управляем. Сказались русская кровь по матери и вольная, румынская — по отцу, да еще одесская юность.

И все-таки он стал военным. Естественно, моряком, если вырос у моря. Подводником — будто зная, что на глазах начальства долго ему не прослужить, а на лодке он сам себе командир. Первый после Бога… Как называли командиров подводных лодок.

Александр Иванович Маринеско… Сейчас принято считать, что имя одного из лучших подвод-ников Балтики было незаслуженно забыт, якобы оттого, что он не вписывался в представление о носителе советского героизма. За ним числились две тюремные «ходки»: первая — явная подстава, когда его осудили за кражу брикетов торфа из школы, где он работал завхозом, а вторая — за подделку пенсионных документов.

Нынешние газетные репортеры, пытающиеся выжать из судьбы Маринеско максимум жалостливых сенсационных подробностей, с упорством повторяют миф о забытом герое.

Никто на флоте, а тем более на Балтике, о Маринеско никогда не забывал. Цензура в те времена была беспощадна, и она диктовала, кого нужно забыть.

Имя Маринеско никогда и ниоткуда не вымарывалось.

Другое дело биография, которую тщательно отредактировали работники флотских политорганов. Маринеско был безусловным книжным героем, что хорошо прослеживается в труде морского историка В. Дмитриева «Атакуют подводники». Биография и боевая судьба Александра Ивановича расписывается на нескольких страницах. Книга вышла в 1964 году, а четырьмя годами раньше министр обороны маршал Советского Союза Р. Малиновский своим приказом отменил и аннулировал все прежние наказания и восстановил подводника в звании. При жизни…

Упоминание имени Маринеско в докладе Алексея Косыгина на вручении Балтфлоту второго ордена Красного Знамени в 1965 году можно считать официальной реабилитацией. И это в то время, когда были еще живы многие флотские начальники, которым «куражистый» Маринеско попортил немало крови.

2

Почему же было выгодно считать, что Маринеско забыли? Собственно, а кто так считал? Многие авторы газетных публикаций тиражировали одни и те же факты, а ранее написанное о нем не читали вовсе.

«Открывая» Маринеско, они смаковали скандальные подробности его жизни. И договорились до того, что он был всего-навсего командиром-везунчиком, ему явно «фартило» в боевых походах, и он этим пользовался.

Интересно, а кто бы поступил по-другому?

Отечественную волну публикаций подхватили и на Западе, но там пошли другим путем: Маринеско был объявлен… военным преступником, загубившим жизни ни в чем не повинных людей. Подвергался сомнению и профессионализм подводника в сравнении с победами гитлеровских подвод-ных асов.

Александр Иванович Маринеско в войну командовал двумя подводными лодками. Обе они были построены на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

Одну из них — М-96 — он принял еще до войны. На стапеле она была заложена в 1937 году, и через год ее спустили на воду. Группе приемщиков, прибывших в Горький, Маринеско писал, чтобы «самым тщательным образом выявить все дефекты и недоработки и своим непосредственным трудом помочь в их устранении».

Позднее, когда он примет лодку, на заводе получат его благодарственное письмо: «На этом корабле я готов выполнять любые боевые задания».

К началу финской войны лодка стала отличной. Лишь один показатель: норматив срочного погружения с 35 секунд удалось снизить до 19,5 секунды. Маринеско не выпускал из рук секундомера, тренируя свой экипаж. За отличные результаты командование флотом поощрило моряков солидной денежной премией, а Маринеско получил именные золотые часы.

Войну М-96 встретила, находясь в дозоре, в Финском заливе. Накануне Маринеско доложил в штаб, что наблюдается интенсивное движение германских транспортов из Финляндии.

А первую победу «малютке» удалось одержать в августе 1942 года, пустив на дно финский транспорт «Хелена». За эту атаку Маринеско был награжден орденом Ленина, а экипаж лодки орденами и медалями.

В ноябре того же года лодка выполняла секретное задание, доставив к вражескому берегу группу разведчиков, которая должна была добыть шифровальную машину «Энигма». Разведчикам удалось напасть на немецкий штаб, но машины там не оказалось.

В первых боевых походах формируется дерзкий почерк Маринеско. Когда в одном из выходов за М-96 увязался дозорный корабль фашистов, Маринеско направил лодку на минное поле. Он уже имел опыт прохождения подобных минных полей, а корабль преследования от него отстал…

Случались и курьезные ситуации, в которых, правда, было не до веселья. Однажды лодку обстреляли свои же катера сопровождения, которые ожидали ее всплытия в заданном районе. Маринеско скомандовал «срочное погружение» и всплыл уже между двумя катерами. Состоялся мужской разговор с командиром звена катеров. Но тот уверял, что на рубке лодки отчетливо просматривается свастика. Осмотрели рубку — точно, облупившаяся краска создавала похожий рисунок.

За эти боевые походы командиру лодки М-96 было присвоено звание капитана 3-го ранга и последовал перевод на лодку среднего класса.

3

19 августа 1943 года Александр Маринеско принял под командование лодку С-13, прибывшую на Балтику из Горького перед самой войной.

Лодке, ее командиру и экипажу суждено будет войти в мировую историю морских сражений.

То, что совершили подводники, хорошо известно. 30 января 1945 года залпом трех торпед был потоплен немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф». Через одиннадцать дней двухторпедным залпом С-13 пустила на дно океанический лайнер «Генерал фон Штойбен». Лайнер затонул почти мгновенно. Атакуя лайнер, Маринеско был убежден, что перед ним военный крейсер.

О том, что это не так, командир узнал по возвращении на базу.

Командование представило лодку к званию Гвардейской, а Маринеско — к званию Героя Советского Союза.

Но лодка стала лишь Красно-знаменной, орден Красного Знамени получил и ее командир.

Эта несправедливость и стала причиной споров и обсуждений на долгие годы.

Командование флотом, «наказавшее» таким образом строптивого командира, сыграло на руку… западной пропаганде, которая обвинила Маринеско в убийстве мирных граждан, находившихся на потопленном лайнере. Он стал для нее военным преступником.

История принимала нежелательный для советской стороны оборот. Хоть Маринеско и был опальным капитаном, но в глазах моряков оставался героем.

Трудно сказать, знал ли Александр Иванович о дискуссии, которую еще в 1950 году затеял журнал «Шведский флот». Там подробно анализировалась атака подводной лодки С-13. Было признано, что это была действительно дерзкая вылазка, предпринятая командиром лодки от вражеского берега, откуда лодку меньше всего ожидали. В этом журнале, пожалуй, впервые прозвучал недоуменный вопрос: почему Маринеско не Герой Советского Союза?

В 1970 году такой же вопрос задала западногерманская газета «Маринерундшау» и ответила себе же: видимо, советское командование не поверило в фантастические победные результаты Маринеско.

Через год шведы вновь затевают дискуссию в печати, недоумевая, почему Маринеско не Герой Советского Союза. К ним подключаются командиры финских кораблей, признавшиеся в том, что, будучи командиром «малютки», Маринеско сильно тревожил их еще в начале войны.

Об этих журнальных и газетных дискуссиях мы узнаем только сейчас. Раньше информация о них была недоступна.

В противовес шведам западногерманские публицисты считали потопление лайнера «Вильгельм Густлоф» преступлением против мирного населения.

Видимо, в это время командование советских ВМФ понимает, что возникшую ситуацию следует «разрулить», и принимает решение биографию Маринеско, со всеми скандальными тонкостями, сделать достоянием гласности. С этой задачей справляется писатель и драматург Александр Крон, опубликовавший роман «Капитан дальнего плавания». Понятно, что без благословения военной цензуры он бы не вышел. Журнальным вариантом романа зачитывались и возмущались несправедливостью относительно Маринеско.

А в то время Институт морского права в Киле вынес заключение: «Лайнер «Вильгельм Густлоф» является законной военной целью, на нем находились сотни специалистов-подводников, зенитные орудия… Имелись раненые, но отсутствовал статус плавучего лазарета. Правительство Германии 11.11.44 объявило Балтийское море районом военных операций и приказало уничтожать все, что плавает. Советские вооруженные силы имели право отвечать тем же».

Этим заключением Маринеско был реабилитирован перед всем миром.

5 мая 1990 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, с припиской «посмертно».

Вячеслав ФЁДОРОВ.