Кроссворды жизни разгадывает сам
Учителем труда в лукояновской школе № 2 Александр Сусленков стал с единственной целью: поработать вдоволь в длинный летний отпуск в своем подсобном хозяйстве.
— Всегда у меня было подсобное хозяй-ство, но хотелось большего. Все чаще появлялась мысль заняться самостоятельным крестьянским трудом. К фермерству меня вела сама жизнь, — рассказывает Александр.
В 1991 году начал с трех десятков гектаров. За техникой сам ездил в знакомый Волгоград, привез два новеньких трактора ДТ-75. Переехал из Лукоянова в Скородумовку, поближе к земле-кормилице: «Бульдозером спихнул остатки двух соседних домов после пожара. Кругом заросли душистой черемухи, малины, бурьяна. Как в Сибирь переселился!»
Начинал фермер с одной козы, теперь у него их шесть. «Они у меня как в дикой природе: утром уйдут, вечером придут. Есть еще три свиноматки, два десятка поросят различного возраста на откорме. Но животноводство только для разнообразия. Главное — земля. Поле в севообороте возросло до 400 га. В производстве — зерно и картошка».
Сначала результаты были скромными.
— Урожайность зерновых в 15 17 центнеров была для меня уже хорошей, — вспоминает Александр. — Но со временем это перестало удовлетворять. Много литературы пришлось перечитать, опыт Мальцева изучить. Уже в 1993 году я одним из первых солому измельчал, в почве оставлял. Сейчас поля чистые, урожайность зерновых 25 30 центнеров с гектара. Яровая пшеница Экадо-70 дала по 55 60 центнеров с га…
Одна из проблем минувшего сезона у фермера — гибель половины озимых. Пшеницу Московская-39 решил нынче заменить. Площади по осени засеял уже Скипетром, будет разводить на семена.
Да и уборочная в прошлом году была сложной. Влажность зерна большая, сушилки нет. Это заставило строить на взятый кредит склад на 50 60 тонн с установкой сушильного оборудования.
Опыт прошлых профессий строителя, мелиоратора очень пригодился фермеру:
— Фермерство предполагает все уметь, и у меня нет никаких специалистов. Уровня знаний и опыта хватает, и все кроссворды жизни разгадываю сам. А самый хороший отдых — смена деятельности.
Есть, впрочем, и то, что Сусленкова не удовлетворяет:
— Работаю по старой, классической системе. Можно бы уже перейти на ресурсосберегающие технологии. Но кредиты на этот переход надо брать такие, из которых потом за всю жизнь не выберусь…
Сейчас в хозяйстве работают двое постоянных механизаторов. Сын Роман хорошо помогает. До 15 человек трудятся временно на уборке и сортировке картофеля.
Любопытна история с дорогой в Скородумовке. Три семьи живут в деревне да двое рабочих фермера, а проезжей дороги по улице нет. Пять лет назад задумал Сусленков ее построить. В затею никто не верил. А фермер со своими рабочими молча строил.
Повезло с трактористом: тот всю жизнь работал дорожником. 1500 кубометров насыпи сдвинул, плотно отсыпал. Повезло и с подушкой: завезли 500 кубометров песка за 150 тысяч — совсем дешево. Щебень и битый кирпич брали от разрушенного здания клуба и заброшенных ферм соседних сел. И в прошлом году дорогу по улице открыли!
Фермер поясняет:
— По смете она миллион рублей стоит, а нам обошлась в 300 тысяч…
Дорогу не смогли осилить ни в советские, ни в наши времена. Ждали, видно, когда фермер придет и сделает.
Не раз приходилось Сусленкову сутками не спать. Фермер рассказывает один из случаев:
— Ранняя картошка поспела — надо срочно убирать. Утром привез на поле людей, работал с ними весь день. Нагрузил машину — надо в Нижний везти. А машина сломалась. Ремонтировал, в половине второго ночи закончил. Накормил скотину, подоил коз и в три утра уехал в город. Проехал Автозаводский, Приокский, Бурнаковский и Заречный рынки. Оптовикам предлагал, задарма отдавал. А что делать? Не сваливать же в овраг! В девять часов вечера приехал домой. Двое суток на ногах!
Картошкой фермер занимается не одно десятилетие. Но она сейчас не окупается.
Александр Николаевич поясняет:
— Очень трудоемкая и затратная культура, хотя и убираем импортным комбайном. Да и некуда девать продукцию. Рынок забит картошкой из Краснодарского края, Саудовской Аравии, Израиля. Бывает только узенькое окно в одну неделю, когда мы куда-то можем сунуть небольшой объем своей продукции. И то только ранней картошки. С поздней и соваться нечего. Если возьмут, то по очень низкой цене: больше 4 рублей за килограмм не дают…
Но не в характере фермера унывать:
— Двадцать лет прошли как один день. Эта работа приносит мне большое удовлетворение. Часто вспоминаю покойного фермера-пенсионера Петра Архиповича Янченкова. Тот прямо болел землей и часто говорил: «Мне главное — убрать урожай да поле зачернить. Я пенсишку получу, солярочки куплю и вспашу».
Говорят, что труд крестьянский тяжелый. Но если вести здоровый образ жизни, то он способствует доброму здравию. Ведь крестьянин — самый счастливый человек: видит зарождение времен года, рассветы и закаты.
— За двадцать лет у меня не было дней с болезнями, — завершает рассказ фермер. — Утром все обойдешь, скотине корм раздашь, потом зарядку сделаешь. Пройдешь босиком по снегу, обольешься холодной водой. А потом пьешь чай с мелиссой. Воздух, солнце, космос и Господь Бог дают мне силы. Кончаю день вечерней молитвой, начинаю утро молитвой Оптинских старцев: «Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано тобой…»
Александр КРЫЛОВ.
Фото автора.
-
Лукояновский район.