01_2013_9-1
Posted in Традиции
10.01.2013

Тесло да парамошка — и готова ложка

И пахнет так хорошо стружками этими! Банька Михаилу Григорьевичу Крылову вместо мастерской. Он уж годов пять на пенсии. Почетных грамот у него не счесть, первый тракторист был, да и сейчас зовут на прежней работе потрудиться. Летом он соглашается, а зимой другое занятие себе завел — ложки режет.

— Зов крови, что ли? — чешет в затылке умелец. — Отец, Григорий Лазаревич, ложки работал, а я, как на пенсию вышел, думал, приработок к пенсии будет. Так и есть, только не больно велик приработок-то…

Баклушу сделаю, потом ножом ее стругаю, теслить это называется. Тесло — нож у нас, резчиков, так зовут, — Михаил Григорьевич объясняет обстоятельно, степенно. — Еще есть резцы, без топора тоже не обойдешься.

А руки мастера так бойко ложку обихаживают, просто мелькают.

— Ты бы надел свою манишку, — входит в баньку Валентина Филимоновна, супруга. А мне объясняет: — Это я парамошку, фартук специальный из войлока, манишкой зову.

Мастер заботу оценил и парамошку надел.

— Приработок-то невелик, — продолжает Михаил Григорьевич. — Скупщики хорошую цену не дадут. Девять рублей штука примерно. Да и делаю сейчас уж немного. Тыщи две за зиму, в день десятка два. А бывало, и по пятьдесят штук в день делал, сейчас что-то производительность упала.

— И я пробовала ложки работать, да руки болят, — вступила в беседу Валентина Филимоновна. Парамошку-то войлочную супруг надел, она теперь спокойна — соскочит тесло, так не поранит мужа. — Руки болят, да на скотину время нужно, так что я ложки не работаю. А вот внук налаживает.

Внук тут как тут. Вошел в баньку, стал степенно в уголке.

— Как тебя зовут? — спрашиваю.

— Миша Крылов, — отвечает.

Вот так, значит, с дедом-то тезки!

— Так ты тоже ложкарь?

— Нет еще, — мнется Михаил Крылов-младший, а сам быстренько к деду подсел и тоже давай ковыряться.

— Из липы-то ложки не делают, — со знанием дела поясняет Миша. — А то ложка трескаться начнет, из осины да березы надо.

Ложку беленькую, лесом пахнущую, дед с внуком вместе доделали. И мне подарили.

Гляжу я на нее и думаю: «Раз и по сей день деды внукам секреты ложкарного мастерства передают, значит, еще долго оно жить будет. Поглядел бы на мастеров основатель промысла Семен-ложкарь, вот бы порадовался!»

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Семеновский округ.{jcomments on}