01_2013_6-1

«Государева служба» службу не тянет?

Всю осень редакция «ЗН» посвятила изучению проблемы, наши сотрудники побывали в районах, посмотрели, как работают почтовые отделения, связались с руководителями районных газет, которые знают ситуацию более глубоко.

Мы увидели как положительный опыт почтовиков, так и негативные тенденции. Хорошие впечатления подарило общение с почтальонами, операторами связи, заведующими почтовыми отделениями в райцентрах, поселках, селах. В подавляющем большинстве они люди замечательные, трудолюбивые, заботливые, ответственные. Отрицательные эмоции вызваны плохой моторизированной доставкой в некоторых районах, когда газеты оказываются не в почтовых ящиках на окраине села, а в снегу возле них, несвоевременной доставкой, когда газеты вместо пятницы приходят на следующей неделе во вторник, закрытием многих сельских почтовых отделений, что вызывает возмущение.

Внимательные читатели отметили несколько публикаций в «ЗН» о взаимоотношениях почтового ведомства и его клиентов. Замечены они и Почтой России. Сегодня мы без купюр публикуем официальный ответ из УФПС Нижегородской области.

В газете «Земля нижегородская» в № 48 и 50 были опубликованы три статьи: «Конец света» Анастасии Сергеевой, «Почте России не до российской глубинки» Натальи Горбуновой и «Почте не до почты» В. В. Челобаева, которые озвучили единую проблему — организацию работы почты в сельской местности.

К сожалению, проблема рассмотрена однобоко, лишь со стороны потребителей услуг связи. Хотелось бы в ответ озвучить и мнение другой стороны — Почты России.

Коллектив Нижегород-ского филиала «Почта России» составляет более 8 тысяч человек. Почта является крупнейшим работодателем как в России, так и в области. Это объясняется характером услуг, которые почта оказывает. Газеты, журналы и письма почтальон несет до квартиры адресата, и заменить его на так называемой «последней миле» не может пока никакая техника.

Сегодня почта испытывает острый дефицит кадров, что не может не отражаться на работе отделений почтовой связи. Причин этому несколько. Одна из главных — низкий уровень заработной платы сотрудников. Средняя зарплата почтовиков составляет только 60-70 % от средней зарплаты на территории Нижегородской области. Причина — отсутствие необходимого объема услуг в сельских отделениях, поэтому 90 % из них убыточны. При этом 30 % почтовых отделений получают доходы, которые не обеспечивают даже выплату заработной платы сотруднику данного отделения.

В целом расходы на оплату труда в нижегородском филиале составляют почти 60 % в структуре всех расходов. И хотя в материальном выражении для сотрудника зарплата невелика, для предприятия в долевом соотношении она является очень большой. Чтобы повысить зар-плату каждому работнику до среднеобластной, почте по-требуется около 22 миллионов рублей в месяц, или более 260 миллионов рублей в год. Таких средств на сегодняшний день у почты нет.

Тем не менее мы не опускаем руки, пытаемся повысить благосостояние сотрудников почты. Это и перевод работников на сдельную оплату труда, и премирование по результатам работы, и проведение конкурсов мастерства и иных конкурсов, в которых поощряются лучшие мастера своего дела, и выплата дополнительной негосударственной пенсии работникам, проработавшим долгие годы на почте.

Почта оказывает населению универсальные услуги связи, которые для предприятия являются убыточными, — пересылка писем, бандеролей, обслуживание пунктов коллективного доступа в Интернет. Кстати, никто, кроме почты, эти услуги оказывать не желает именно из-за их убыточности. Тарифы на эти услуги устанавливаются государством. И тарифы эти ниже себестоимости оказания самих услуг. По идее, государство должно возмещать убытки, которые почта несет при оказании данных услуг. Но полной компенсации мы не получаем. Так, например, сохраняя тарифы по подписке уже несколько лет на одном уровне, почта получает компенсацию от государства лишь на уровне 70 %. Именно поэтому она и вынуждена заниматься оказанием иных услуг, таких как продажа товаров народного потребления, прием коммунальных платежей. Причем в некоторых населенных пунктах и эти услуги, кроме почты, оказать некому. Банковских отделений там нет, магазины отсутствуют.

Почта имеет самую широкую сеть отделений связи. Это ее и конкурентное преимущество, ведь она доходит до каждого населенного пункта, это же и ее ахиллесова пята. В Нижегородской области более тысячи почтовых отделений, большинство из них находятся в сельской местности. Большая часть всех отделений убыточна. Почта оплачивает аренду помещений, коммунальные услуги, выплачивает зарплату сотрудникам. Много средств уходит на перевозку почты. Тарифы по стране растут, и на почте это не может не отразиться. Оказывая услуги по установленным государством тарифам, мы не можем стать высокорентабельным предприятием. А отсюда снова возвращаемся к нашим бесконечным больным вопросам — низкая зарплата, текучка сотрудников, занятие непочтовыми видами деятельности.

Несмотря на это, наша деятельность направлена на сохранение отделений связи, мы расширяем спектр оказываемых услуг с целью сокращения убыточности.

Считаем, что проблема, затронутая в публикациях, общая. Почте необходима мощная государственная поддержка на всех уровнях власти — как федеральной, так и местной. Почта издавна является «государевой службой». Обеспечивая единство страны, связь каждого жителя с миром, почта для развития нуждается в инвестициях. Срочно нужна модернизация почтовой отрасли, повышение престижа профессии почтового работника. Сделать это возможно только при поддержке на самом высшем уровне власти. Почтовики очень надеются, что новый закон «О почтовой связи» будет важным шагом к модернизации почты.

С уважением,

Н. Н. ДАВЫДОВА,
врио директора УФПС Нижегородской области — филиала ФГУП
«Почта России».

А в это время

«Уважаемая редакция газеты «Земля нижегородская». К вам обращается читательница из д. Семино Ковернинского района. Более пятнадцати лет я являюсь подписчиком вашей газеты, очень интересная она для меня, можно прочитать новости любого района нашей области, и вообще она мне очень нравится.

Но с ноября текущего года мне перестали ее доставлять.

Руководство Городецкого почтамта до сих пор не побеспокоилось и не приняло никаких мер. А нам бы очень хотелось получать вашу газету.

С уважением к вам,
Тамара Константиновна Егорова».

Через несколько дней после того, как редакция получила письмо, из той же деревни нам позвонил Иван Иванович Бобков с жалобой, что ему не доставляют «ЗН». Он не получил два ноябрьских номера и все декабрьские.

Мы позвонили в контору СПК «Семинский», и выяснилось, что все подписчики «Земли нижегородской», оказавшиеся в тот момент в офисе хозяйства, не получили в декабре ни одного выпуска газеты. При этом заявка в редакцию из Ковернинского района на газету по сравнению с ноябрем не была сокращена, т. е. газеты для семинцев в район поступали. Интересно, где осели? Возмущению нет предела.

Конечно, в этой ситуации мы будем разбираться тщательно, с привлечением юристов. Я прошу семинцев сохранить подписные квитанции за второе полугодие 2012 года и пока не принимать ни от кого денежную компенсацию за недоставку газет в ноябре и декабре.

Очень жаль, что наши читатели обратились к нам с таким опозданием. Мы снова напоминаем всем нашим подписчикам: не получили в положенную пятницу очередной номер — сообщите об этом в редакцию каким-либо способом: письмом, звонком, сообщением по электронной почте. Не можете это сделать сами, попросите родных, соседей, главу сельской администрации, руководителя хозяйства. Мы не сможем отстаивать свою позицию перед Почтой России, если от вас нет сообщений. Это во-первых, а во-вторых, редакция вышлет вам те номера, которые вам не доставили. Конечно, дело это недешевое, но мы не вправе оставлять своих читателей без газеты, хотя в массовом порядке выполнить это будет сложно. Давайте бороться за выполнение почтой своих функций и обязательств вместе.

Елена БЕЛЯЕВА,
главный редактор «ЗН».

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.