51_2012_10-2
20.12.2012

Движение вспять

51_2012_10-2С тревожным сообщением в газету обратился один из наших читателей: прямые электрички между областным центром и Шахуньей перестанут ходить.

Чтобы разобраться в ситуации, мы отправились в северный район. На месте выяснили, что последний электропоезд отправится в рейс за несколько часов до Нового года, а с 1 января для того, чтобы попасть в Нижний Новгород и обратно, пассажирам придется делать пересадку на станции Урень. Жители Шахунского района негативно отнеслись к такому решению и уже собрали тысячи подписей против. Несколько писем было отправлено на имя президента страны.

В пригородную зону не вошли

С Нового года, отправляясь в областной центр из Шахуньи или других станций, например Ежихи или Арьи, придется выйти в Урене, перейти на платформу, находящуюся рядом с вокзалом, и пересесть на другую электричку. То же самое в обратном направлении, только идти никуда не надо — электропоезда будут прибывать и отправляться с одной и той же платформы, об этом сообщает Волго-Вятская пригородная пассажирская компания.

Стоит отметить, что в районной администрации согласны с жителями и предпринимают меры, чтобы не допустить прекращения прямого пригородного сообщения с областным центром.

— Мы обратились в управление Горьковской железной дороги, — рассказывает заместитель главы администрации Шахунского района Александр Серов, — и получили ответ, что изменения в расписание движения пригородных поездов вносятся согласно приказу Министерства транспорта РФ, по которому пригородными могут считаться поезда, которые следуют на расстояние не более 200 километров. Приказ вышел пять лет назад, но все это время электрички до нашего города, который находится в 242 километрах от Нижнего Новгорода, продолжали ходить: пассажирам просто выдавали два билета — на проезд в пригородной зоне и дальше.

Почему прямую электричку решили отменить именно сейчас, непонятно. Ясно другое: это создаст огромные неудобства для людей. Шахунья — не глухой полустанок, а крупная узловая станция. Пригородным сообщением регулярно пользуются многие жители района, население которого более 40 тысяч человек. Отсюда ездят на электричках люди из соседнего Тоншаевского района, а также из Яранского и Кикнурского районов Кировской области. Каждый месяц на пригородных поездах с вокзала в Шахунье уезжают, в зависимости от времени года, от 15 до 25 тысяч пассажиров.

Тысячи подписей против пересадки

По словам шахунцев, электрички на самом популярном направлении — до областного центра — никогда не пустуют, а в конце рабочей недели и выходные они битком набиты. При этом большая часть народа в обоих направлениях садится раньше станции в Урене.

— Тревогу вызывает безопасность людей, — говорит исполняющий обязанности главы администрации Шахунского района Владимир Романюк. — В нашем городе электричка отправляется из отдельного тупика. Чтобы сесть на нее, не надо переходить через пути. Но в Урене станция не приспособлена для пересадки такого количества пассажиров: платформа, куда прибывает поезд, узкая, безопасных переходов через пути нет, мимо идут проходящие составы. Представьте, что такая масса народа сразу окажется на платформе, люди будут спешить, чтобы занять места в другой электричке, побегут через пути…

Пригородным сообщением со станции Урень пользуются не только жители этого населенного пункта, но и Ветлуги, Тонкина и Шаранги, которые приезжают сюда на автобусах. Поэтому не исключено, что, сев в вагон, пассажиры, которые едут из Шахуньи, не успеют занять сидячие места, им придется стоять до самого Нижнего Новгорода, больше двух часов.

Необходимость пересадки, которая вскоре появится, вызывает резкое неприятие у жителей района. На встречу с журналистами собралось около двадцати человек. Многие вставали и зачитывали обращения, в том числе и на имя президента страны — шахунцы уже отправили ему письма. Люди говорили от имени коллег, соседей, общественных организаций. О том, как настроены жители, можно было судить не только по напряженной и взволнованной атмосфере, но и по внушительной пачке подписей, собранных против изменений в движении пригородных поездов. Инициативные жители за неделю собрали их несколько тысяч!

— Одно из предприятий области, где работают инвалиды по зрению, находится в нашем городе, поэтому здесь живет много людей слабовидящих, слепых, — рассказывают председатель местной организации Всероссийского общества слепых Валерий Соколов и секретарь Нина Смирнова. — Они регулярно ездят на обследование в областной центр, приспособились к электричкам, знают, на какой перрон прийти. Но как они будут переходить через пути на станции пересадки, садиться в другой поезд? Для них это создаст огромные трудности, поэтому инвалиды, услышав о новом расписании, звонят нам в панике.

Электричками регулярно пользуются люди, которые лечатся в областной больнице имени Семашко и других медицинских центрах, старики. И если раньше, по словам местных жителей, родные сажали их на электричку в Шахунье, а потом они кое-как добирались сами, то теперь близкие вынуждены будут провожать их до Уреня, а это лишние траты, упущенное время.

— Недавно мама перенесла инсульт, и сейчас, чтобы получить дорогие лекарства, раз в две недели мы должны ездить в Нижний Новгород, — говорит Светлана Абрамова. — Дорога и так давалась нелегко, с пересадкой станет просто невыносимой.

На встрече были и матери студентов, которые учатся в нижегородских вузах, а на выходные приезжают домой.

— Мы боимся за детей, — переживали мама первокурсника Никиты Наталья Пономарева и другие родители. — Они ездят на учебу в город с огромными сумками, везут вещи, продукты на целую неделю, а то и две. Здесь мы их провожаем, заносим сумки в вагон. Если прямое сообщение отменят, уже через сорок минут они должны будут выходить на запруженную платформу, тащить эти сумки, ждать на морозе другую электричку.

От Вахтана за восемь часов

Другой вопрос, вызывающий беспокойство жителей, связан со временем, которое пассажиры будут проводить в пути. Сейчас от Шахуньи до Нижнего Новгорода можно добраться за три с половиной — четыре часа. Удобнее всего садиться на первую электричку, которая каждый день рано утром отправляется из Ежихи и к десяти часам прибывает в областной центр. Хватает времени, чтобы сделать намеченные дела или посетить врача, а вечером спокойно вернуться домой.

Согласно объявлению Волго-Вятской пассажирской пригородной компании, ожидание поезда, на который придется пересесть, двигаясь из областного центра в Шахунью, займет пятнадцать минут. То есть время, затраченное на дорогу в этом направлении, увеличится ненамного. Однако, по словам Владимира Романюка, время в пути от Шахуньи до Нижнего Новгорода увеличится минимум на полтора-два часа.

Новое расписание на железнодорожной станции в райцентре еще не вывесили. Зато его можно посмотреть на сайте Волго-Вятской пассажирской пригородной компании. Если верить ему, 1 января самая ранняя электричка, которая пройдет через Шахунью, прибудет в Урень в 6.39. Первый электропоезд Урень — Нижний Новгород отправится только в 8.59.

— Неужели ждать пересадки придется больше двух часов? — возмущаются шахунцы. — Пожилым людям, родителям с маленькими детьми столько времени находиться на вокзале в Урене?

Еще тяжелее придется жителям отдаленных северных поселков Сява и Вахтан. Они только полтора часа добираются на автобусе, чтобы сесть на электричку. Получается, что теперь вместо шести они будут тратить на дорогу в областной центр семь-восемь часов? Для них поездка просто потеряет смысл.

К сожалению, пока вопросов, связанных с новым расписанием, больше, чем ответов. Не меньше, чем сами изменения, людей волнует и та атмосфера неопределенности, в которой они происходят. Возле пригородных касс на станции висит небольшое объявление, но каких-то разъяснений шахунцы пока не слышали. Об отмене прямого сообщения с Нижним Новгородом жители узнали в начале декабря из районной газеты — журналист случайно услышала об этом и отправила запрос на железную дорогу, где информацию не опровергли.

— Если для некоторых небольших центральных регионов расстояние 200 километров для пригородного сообщения может считаться нормальным, то для Нижегородской области, где есть отдаленные северные районы, это не годится, — выражая общее мнение, от совета ветеранов Шахунского железнодорожного узла говорила на встрече Людмила Тобольцева. — Шахунья возникла как узловая станция на ветке Нижний Новгород — Киров. Мы живем в городе железнодорожников. Они всегда боролись за то, чтобы движение было лучше, чтобы люди могли ездить быстрее. Не хочется верить, что наш труд не оценен и мы окажемся без прямого пригородного сообщения с областным центром.

Жители Шахунского района тоже слушали послание президента и знают, что жизнь должна становиться лучше, что двигаться нужно только вперед. Но в данном случае видят ухудшение ситуации, движение вспять, а это вызывает недоверие. Люди удивляются, что оказались ущемленными в прямом доступе к областному центру только из-за того, что живут на пятьдесят километров севернее какой-то условной черты. Шахунцы надеются на то, что ситуация изменится к лучшему, и они, как раньше, будут ездить на пригородных электричках по привычному маршруту.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

От редакции

За разъяснением ситуации мы обратились в пресс-службу Волго-Вятской пригородной пассажирской компании, но там сказали, что пока ответа дать не могут.

Не исключено, что по вопросу, связанному с движением электропоездов между Нижним Новгородом и Шахуньей, состоится совещание у губернатора Валерия Шанцева. «ЗН» продолжит следить за развитием событий.

Уважаемые читатели, напоминаем, что выразить свое мнение по этой проблеме вы можете по нашему электронному адресу: zemlyann@mail.ru.{jcomments on}