50_2012_12-1
Posted in Кругозор
13.12.2012

Холодное лето 1953‑го

50_2012_12-1Сказ о том, как звезды советского кинематографа на реке Керженец погоды ждали

60 лет назад в деревне Мериново снимался фильм «Возвращение Василия Бортникова», получивший престижную премию «Золотой колос» на кинофестивале фильмов о селе в Риме. Когда-то к высокой горке, с которой далеко просматривается окруженная соснами извилистая река Керженец, шли молодые, но уже известные всей стране артисты Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Клара Лучко, Анатолий Игнатьев, Всеволод Санаев. Сколько воды в Керженце утекло с тех пор, в многолюдной некогда деревне старожилов осталось столько, что пальцев одной руки хватит сосчитать.

Жизнь реальная и киношная

Фильм по роману Галины Николаевой «Жатва» вряд ли интересен нынешнему зрителю. Сюжет незамысловат: настоящим коммунистам все под силу — и отстающий колхоз поднять, и с честью из нелегких семейных бурь выйти. Возвращается из госпиталя, где проходил долгое лечение после войны, главный герой Василий (его играет Сергей Лукьянов, более известный зрителям по роли Гордея Ворона в фильме «Кубан-ские казаки»), а тут сюрприз: жена, посчитав его погибшим, вышла замуж за другого и тоже, надо сказать, положительного человека и коммуниста. Ситуация. Супруга весь фильм разбирается в чувствах, в то же время растет как передовой бригадир, а Василий, пообещав первому секретарю райкома партии поднять отстающий колхоз, рьяно берется за дело, ругается с МТС, проводит мелиорацию, растит соратников и т. д. Портрет Сталина глядит на зрителя с каждой стены. В конце супруги, само собой, соединяются.

В Меринове в ту пору тоже был колхоз «Промартель», руководил им тоже фронтовик Николай Ваганов. О новшествах, правда, не думали, что-нибудь на скудный трудодень наскрести мечтали. И одеты были не в спецовки да модные свитера, в которых приходили артисты на киношные комсомольские собрания, а в фуфайках, кирзачах, а то и в лаптях — вот в чем ходили промартельцы на работу.

Впрочем, эпохальные сцены битвы за урожай снимались в основном на севере области, а живописный Керженец был выбран для лирических сцен. И здесь совпадений было больше. Виртуозно играл, сидя на покатом склоне горки, Пашка (артист Анатолий Игнатьев), завлекая бойкую волевую красавицу, героиню Инны Макаровой. И у мериновских парней и девчат гулянья, объяснения в любви проходили в том же месте. И гармошка часто страдала до утра.

Небожители стали чуть не родней

Лирические сцены режиссер Всеволод Пудовкин планировал снять за месяц, но лето 53 го было холодным и донельзя дождливым. Вся многочисленная съемочная группа поселилась в домах у колхозников. Обедали за большим столом в столовой, сооруженной в центре Меринова из досок. Но запросто садились и за стол хозяев и с аппетитом ели то, что и деревенские, — щи, картошку да кашу.

Деревня встретила их как небожителей. Поразили красивые наряды артистов, деликатесы на столе, автомобиль и даже самолет, использовавшийся для создания спецэффектов. Крыльев, правда, у него не было, но с помощью мотора и пропеллера создавали ветер, колышущий на поле рожь.

И шли по селу разговоры: «И как эти красавицы будут коров доить или на трактор зале—
зать?»

Эх, не знали они судьбы артистов! Нонна Мордюкова из станицы Константиново Донецкой области, в семье шестеро детей, а она старшая. Нонна так вспоминала о детстве: «В поле работала, за скотиной ухаживала, с детьми нянчилась. Поступать в Москву «на артистку» поехала с 10 рублями в кармане и деревянным чемоданом». Чем напугать такую? Нонне досталась эпизодическая роль трактористки, но так правдива, убедительна и органична была она в ней, что Пудовкин даже подумывал дать ей главную роль — жены Василия. Жаль, что только подумывал, какой-то уж очень ходульно-положительной получилась супруга главного героя.

Подлинной изюминкой фильма стала Инна Макарова. Простая и милая, живая и кокетливая, да еще она и комбайнер — ну как в такую не влюбиться? А мечты какие смелые. Бой-девка! И каким задорным голосом пела песни, их все мериновские девчонки выучили. Но ведь тоже не из столицы Макарова, из Новосибирской области родом.

Платья, поражающие воображение девчат, артистки тоже часто шили сами, а деликатесы — колбасы, тушенка да шоколад — были, конечно, да далеко не всегда.

Коньяк мужикам не понравился

Зинаида Евлампьевна Вагина, по мужу Майорова, которой в то время было 13 лет, вспоминает:

— Из-за затяжных дождей свободного времени было много. Съемка не шла. Нервничали они сильно, но выражаться себе не позволяли. У нас жил главный режиссер Пудовкин, и артисты часто собирались у него. Курили все много, мать даже ведро под окурки поставила, какая там пепельница… Еще в карты играли. А выпивать — нет, не выпивали.

— А ты вспомни, как на Троицу они меняли коньяк на самогон, — поправляет ее муж, Валентин Федорович Майоров. — Не пили — да, но праздник отметить не грех. Не знаю, как им самогон, но коньяк нашим мужикам не понравился.

В доме у Валентина Майорова жили супруги Игнатьевы. Жена в съемках не участвовала, но всюду сопровождала своего красавца мужа.

— Помню, сильно повредила она ногу, споткнувшись о корни огромного дерева. Домой муж принес ее на руках, ноги были все в крови, она потом долго болела, но так из Меринова и не уехала, — вспоминает Майоров.

Валентин постарше Зинаиды, ему уже 17 лет было. Работал на лошади, возил тяжелый дубняк. А фильм и свою деревню увидел во время службы в армии. В землянке, на Семипалатинском полигоне. И было чувство, словно дома побывал.

С каждым днем все дружнее и дружнее жили мериновцы и гости. Кажется, продлись сьемка дольше, научились бы артисты и ложки резать, очень всем нравилось смотреть, как ловко это получается у местного жителя деда Акима.

Платье для принцессы

Артисты, а особенно артистки, очень скучали по детям, оставленным дома. Для Нонны Мордюковой самой большой радостью было получить известие о маленьком сыне Володе. Клара Лучко познакомилась с Сергеем Лукьяновым на съемках фильма «Кубанские казаки» режиссера Ивана Пырьева. Гордей Ворон (по фильму) так влюбился в артистку Клару Лучко, игравшую Дашу Шелест. Она ответила взаимностью. Через год у них родилась дочь, как не скучать о двухлетней малютке? Нерастраченную нежность они выплескивали на мериновских детей, особенно на красавицу Зиночку.

— Пришли как-то к нам Мордюкова и Макарова: «Зиночка, давай мы тебе модное платье сошьем, — улыбается воспоминаниям Майорова. — Из театральных костюмов такое ли платье получится — ох!» Шляпу к нему купили, а режиссер во всем этом великолепии меня сфотографировал. Снимок до сих пор украшает наш семейный альбом.

При расставании с артистами девчонки даже плакали, а про себя твердо решили быть такими же красивыми и модными, как они.

— Сшили мы себе с подругой узкие юбки, как у нашей любимой Инны, надели вышитые кофты — и на беседу… себя показать. Только старшие сестры нас назад воротили: «Идите-ка отсюда, малявки». А потом мы в художественной самодеятельности участвовали, ездили на лошади с концертами по деревням. Я пела и воображала себя Инной Макаровой, — рассказывает давно выросшая Зиночка, петь, кстати, она любит до сих пор.

Хорошей жизни Мериново так и не дождалось. При председателе Северове вроде ожил колхоз, а в перестройку совсем сгинул. Родина семеновской матрешки (это тоже Мериново) опустела. По зимам живут лишь несколько человек, летом, правда, много дачников. Интересно, что старая часть деревни нетронута, дома стоят (ну разве постарели малость), как в тот год, когда превратилась деревня в съемочную площадку «Мосфильма».

Зинаида и Валентин, пожалуй, единственные люди, кто хранит память о съемках фильма и друзьях артистах. Живут они сейчас в Семенове, но все лето и осень — в уютном, со вкусом украшенном резьбой домике в Меринове.

— Места у нас такие, что грех их не снимать, — говорит Валентин Федорович.

И ведь накликал, смотрит из окошка нынче летом — режиссер суетится, оператор план ищет.

— Я по их просьбе еще и козу подоил. А вот что за фильм, не знаю. Может, в следующий год приедут?!

Интересно, вспоминают ли звезды нашего кино холодное лето 1953 года и теплый прием мериновцев, с которыми они стали друзьями? Один Керженец это знает.

Светлана БАРМИНА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ, автора и из Интернета.

Семеновский округ.{jcomments on}