48_2012_6-2
29.11.2012

Вас найдут, если вы потерялись

Продолжателем традиций НГУАК стало молодое учреждение — Государственный архив документов социально-правовой защиты граждан Нижегородской области, который обеспечивает органы соцзащиты и граждан информацией, необходимой для подтверждения их социальных прав и гарантий.

Запомните адрес, вдруг он вам пригодится: Нижний Новгород, ул. Балхашская, дом 13.

О работе этого архива мы вам и расскажем.

Работали? Забудьте!..

Новое архивное подразделение возникло в декабре 1998 года по распоряжению администрации Нижегородской области. К тому были предпосылки. Начались политические и экономические преобразования в стране, после которых последовала смена собственников бывших государственных предприятий, а порой их массовое банкротство и ликвидация без правопреемников.

Тут же стали возникать малые предприятия, экономившие на управленцах и делопроизводителях. Тогда и стало понятно, что в будущем отыскать нужный документ будет проблемой. Многое будет просто выброшено на свалку. Как подтвердить рабочий стаж или получить справку о зарплате? Об этом стоило забыть?

Первым начальником нового архивного подразделения стала опытный архивист Нина Викторовна Анохина. Она и подобрала сотрудников, которые имели большой опыт работы в архивных учреждениях.

Постепенно определились основные направления деятельности: надо было как можно быстрее наладить сбор документов, обеспечить их сохранность и начать исполнять запросы учреждений и граждан.

Но прежде надо было заявить о себе. И в адреса «новых господ» ушла памятка: «…Создавая свое предприятие, организацию, учреждение, набирая штат сотрудников, вы, таким образом, берете на себя ответственность за соблюдение их социальных прав, в том числе по обеспечению документирования трудовых правоотношений. Трудовое законодательство Российской Федерации обязывает вас вести документацию по личному составу, а именно: издавать приказы о приеме, увольнении, перемещении, заводить личные карточки, личные дела, заполнять лицевые счета или расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы. Документы должны быть оформлены юридически корректно по всем правилам делопроизводства с соблюдением всех реквизитов…».

Но что памятка — всего лишь бумажка. Сотрудникам архива пришлось самим ходить по предприятиям и учреждениям. Компетентность и терпение привели к первым положительным результатам. В течение 1999 года в архивохранилище поступили 5926 дел, а сейчас скомплектовано почти 306 тысяч единиц хранения.

В поисках стажа

Российское законодательство, к сожалению, не относит случаи потери документов к должностному преступлению. Поэтому никто не спрашивал с руководителей предприятий, которые просуществовали совсем немного времени, куда они подевали документацию, которую положено сдавать в архив. Где только ее не находили, вплоть до помоек.

Те, кто работал в этих фирмах-времянках, надеялись, что все будет с ними в порядке, как в прежние времена. Подошло время пенсии, а у людей, проработавших всю жизнь, не хватает стажа. Куда же он подевался?

В трудовых книжках, которые на руки никогда не выдавались, полная неразбериха. Человеку советуют идти в архив, уточнять свою рабочую биографию.

Можно представить себе трагедию работника, который получает справку, что в архивных документах его имя не значится и фирма, в которой он работал, существует лишь в списке исчезнувших предприятий или учреждений. Документального материала по ней нет.

Посудите сами: на официальном сайте архива около 1000 (!) «потерянных» организаций с неустановленным местонахождением документов. Предприятие было, человек работал, но все пропало без следа.

Архив помесячно и поквартально «звонит в колокол»: люди добрые, помогите найти пропажу! Ну не может же такое быть, чтобы бесследно, в небытие, канул труд сотен людей! Посмотрите повнимательнее в столах, шкафах, на стеллажах, в подвалах и на чердаках. Должны же сохраниться журналы, папки с записями.

Но, оказывается, берестяные грамоты при археологических раскопках иногда легче найти, чем документы фирм-времянок.

До десяти тысяч запросов в год приходит в архив. Запросы разной сложности. Человек искал свое призвание, свою судьбу. Менял место работы. Менял фамилию. Порой не по одному разу. Не помнит годы работы. Не все ладно с трудовой книжкой: порой неразборчивы даты, печать, неточно записано имя, отчество…

Нередки письма из США, Германии, Беларуси, Казахстана, Латвии, Литвы.

Особая группа запросов – восстановление стажа работы в годы Великой Отечественной войны. На заводах работали подростки, кто из них тогда думал, что со временем придется уходить на пенсию или получать льготы.

Правила работы архива позволяют гражданам просмотреть документы предприятия, на котором работали. Запомнились слова одного посетителя: «Я бы лучше на стройке три смены отработал, чем день у вас в архиве». Действительно, иногда бывает чрезвычайно трудно найти нужный документ, но работники архива не жалеют на это времени. И если документы есть, они находятся.

Доброе слово приятно

Книга отзывов — зеркало работы архива. Ее заводили, прежде всего, с целью получить от граждан советы по организации и улучшению работы, но большинство записей в ней — это благодарности.

Справки, как правило, исполняются в течение месяца, работа эта кропотливая, надо пересмотреть десятки документов, но архивисты делают все возможное, чтобы этот срок сократить. Как не пойти, к примеру, навстречу этому заявителю:

«Очень прошу вас исполнить мою просьбу побыстрее. Работаю я механизатором, но совсем нет здоровья, часто болею. Каждый месяц работы дается с трудом».

«Хочу сказать большое спасибо И. А. Буровой, Е. С. Шляпниковой, О. И. Варнавиной за внимательное отношение к каждому клиенту, — пишет Алямова. — Я обратилась в архив, не вспомнив точно наименование учреждения, где работала. Сотрудники проявили ко мне чуткость и внимание. Результатом их работы явилось то, что они мне выдали справку о месте работы в 1974 г.».

«Здравствуйте, уважаемая Нина Викторовна (Анохина)! По просьбе моей жены, которая проживает во Владивостоке, я обращался к вам за документами, подтверждающими ее трудовой стаж. Сам я в это время находился в Тихом океане – ловили рыбу. Ваш адрес разыскал на сайте Государственной архивной службы в Интернете. Честно скажу, на положительный результат не надеялся и подготовился к худшему – длительной волоките.

Спасибо вам и вашим сотрудникам за то, что стали тем золотым звеном, которое соединило цепочку Владивосток – о. Пасхи – Нижний Новгород. Мы прожили в Горьком с 1984 по 1986 год, родили там сына, любим этот город, его людей, а теперь еще и ваш архив. Будьте счастливы, здоровы и любимы! Рая и Леонид Сунцовы».

Виктор ХАРЛАМОВ.