Posted in Кругозор
19.11.2012

Пойду с дядей Васей поздороваюсь!

Фонтан в центре села торжественно открыли два года назад, тогда же и музей. Всем известна борнуковская игрушка, все знают здешнюю камнерезную фабрику. А кто не знает, тому прямая дорога в музей камня.

Вот и знакомец старый — медведь-рыболов. Только не такой огромный, как у фонтана, а маленький. Он и есть та самая борнуковская анималистиче-ская игрушка. Тут еще фигурки зверей и птиц разных: снегири, лисицы, целое стадо слонов — семь штук. Такие после войны почти в каждом доме были — на счастье. Это уже потом их символом мещанства объявили.

Впрочем, давайте-ка я вам как следует экскурсию проведу, по порядку все расскажу.

Камень — ангидрит, он разноцветный: белый, розовый, ранжа (оранжевый значит), коричневый… В пещере Борнуковской возле села его издавно находили да игрушки делали. Хотя не только игрушки. Матушка-царица Екатерина II государственный надзор в свое время на это дело наложила. Тогда из пещеры, что над речкой Пьяной возвышается, каменные глыбы аж в Петербург стали возить, пластинами ангидрита стены дворцовые отделывать. А в XX веке Борнуковская камнерезная фабрика и по заграницам гремела, мастера на парижских выставках награды получали.

В советское время работа камнерезов тоже славилась. Делали скульптурные портреты ударников и стахановцев, доярок и колхозников — людей труда.

Пограничник с собакой — это особая тема. Скульптуры были не менее популярны, чем фигурки зверей и птиц.

Вот уникальная работа — четыре волка разрывают тушу быка. Сюжет для Борнукова нетрадиционный. И вообще с этим экспонатом сплошные загадки. Сделана работа в конце тридцатых, перед самой войной. А автор неизвестен. Что заставило мастера взяться вдруг не за изготовление белочек и коней? Может быть, личная трагедия? Вот на стенах фотографии тех, кто работал на фабрике в разные годы. Может, человек, который изобразил эту щемящую картину, здесь? А может, и нет… Работа ведь так и осталась незаконченной, неотшлифованной.

А в 1950 х годах пещеру-то Борнуковскую взорвали. Там и раньше взрывы производили, чтоб ангидрит проще добывать было, а в тот раз переборщили — вход завалило. Так что больше полвека живет камнерезная фабрика на привозном камне. В постсоветские годы живет скромнее, чем раньше. Когда-то в одном цехе по 200 человек работало. Сейчас людей немного. И ассортимент не так разнообразен. Но жива фабрика. И открылся музей на радость сельчанам. Туристы здесь тоже регулярно бывают, им любопытно, а для борнуковцев этот музей — встреча со своей историей и своей юностью, это как теплое воспоминание в уголочке сердца и как кристалл гордости за свою малую родину.

Другой знаменитый скульптор, Павел Иванович Гусев, тоже отсюда, из Борнукова вышел. Он не только Чкалову памятники делал, но и другим землякам, в том числе и не великим. И другие камнерезы своих, борнуковских, ой как любили в камне запечатлеть.

Вот работа Гусева — пастух Василий Недугов. Это гипсовая копия. Оригинал в Нижегородском художественном музее. Самого Недугова давно уже в живых нет, а кто знал его, когда приходит в музей, говорит: «Пойду с дядей Васей поздороваюсь». Видно, греет душу это приветствие.

Еще портрет — местный пчеловод Константин Мужилев. Когда музей открывали, рядом с этим молодым парнем, запечатленным в камне, стоял теперь уже пожилой Константин Иванович Мужилев. А люди вокруг наблюдали эту картину и думали… О чем? Наверное, о чем-то очень важном…

Надежда НИКОЛАЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Бутурлинский район.