19.11.2012

«Играть в Горьком — это была мечта»

Камерный ансамбль, гастролирующий по всему миру, наверное, единственный музыкальный коллектив, носящий имя поэта. И никакого несоответствия и особой интриги здесь нет. В свое время музыканты избрали своим девизом слова: «Музыка — это когда душа вдруг на своем языке говорит свое». Они принадлежат Петеру Альтенбергу. К тому же поэт был дружен с известными музыкантами XIX века.

В Нижегородской филармонии прошла конференция с участием Альтенберг-трио.

Ансамбль базируется в Вене, а состав его интернациональный. Руководитель Клаус Кристиан Шустер — австрийский пианист, Амирам Ганц — скрипач из Уругвая, Александр Геберт — родом из Польши.

Кстати, Амирам Ганц играет на уникальной скрипке работы итальянского мастера Гоффредо Каппа, сделана она 326 лет назад. Этот музыкальный инструмент — ровесник скрипок Страдивари.

— Правда, смычок усовершенствовали позже, — говорит Ганц. — Ведь в XVII веке музыканты выступали, как правило, в небольших помещениях, это потом потребовалось, чтобы скрипка могла издавать звук, наполняющий большие залы. Поэтому смычок переделали.

Всех, конечно, интересовало, не страшно ли ездить на гастроли с такой скрипкой, вдруг украдут?!

С неизменно доброжелательной улыбкой уругваец объяснил: мол, овчинка выделки не стоит. То есть воровать подобный инструмент смысла нет, ведь играть на ней все равно никто не сможет — слишком известная вещь. В мире таких единицы. Если только какой-то сумасшедший толстосум пожелает, чтобы скрипку для него выкрали, а потом будет хранить ее в сейфе и чахнуть над ней, как Кощей над златом.

От «криминальной» темы разговор перешел к более приятным.

На пресс-конференции музыканты общались с журналистами по-русски. Этих людей роднит не только любовь к музыке, но и большая симпатия к России, где они провели студенческие годы. Их альма матер – Московская консерватория.

— У нас в Австрии музыка — это все, — с добродушной улыбкой объявил журналистам Клаус Шустер. — Куда вечерами идет человек после работы? Не в клуб, не пиво пить — он идет в оркестр. Музыка везде. Это культ. «О музыке мы знаем все, — уверены австрийцы. — Кто? Французы? Да разве французы знают, как играть Моцарта? Нет. Знаем только мы». Примерно так говорят в Вене. Когда я собирался в СССР, все удивлялись, зачем мне это надо?

Но как много я приобрел, учась в Москве, — продолжает руководитель камерного ансамбля. — Это счастливейшие годы жизни. Сначала русская музыка показалась мне несколько «соленой», но потом понял, какая в ней глубина.

— В Московской консерватории очень жесткие требования к поступающим, — добавляет Амирам Ганц. — Я видел уровень абитуриентов и могу сказать, что некоторых из них у нас бы точно приняли, а в Москве — нет.

Они и познакомились в столице СССР в студенческом общежитии, там начали вместе играть. Клаус Шустер и Амирам Ганц в те годы и не могли представить, что когда-то будут выступать в Нижнем Новгороде.

— Город Горький был закрытым. Для иностранцев побывать в нем было из разряда невозможного. Но так хотелось! Это было мечтой, — говорят музыканты.

Теперешний Нижний произвел на них сильное впечатление. Эмоциональные, улыбчивые музыканты были в восторге.

— Как изменилась Россия с ваших студенческих времен? — спросили журналисты.

Музыканты задумались.

— Пожалуй, в Советском Союзе проще было быть искренним, сердечным. Деньги не играли роли, — ответил руководитель коллектива. — Но, с другой стороны, теперь среди городских высоток можно увидеть золотые купола, церкви стоят! Красота какая… Такие перемены радуют. А детскими болезнями капитализма вы переболеете, я уверен.

В Нижнем Новгороде состоялся единственный концерт Альтенберг-трио. Они играли Шуберта и Брамса. Свободных мест в зале не было.

Надежда МУРАВЬЕВА.