42_2012_12-1
Posted in Кадры
18.10.2012

И ректор тоже был студентом

Александр Геннадьевич, в сельскохозяйственной академии вы человек не новый. Работали на кафедре частной зоотехнии, были проректором по международным связям и инновационной политике. Но затем посвятили себя другой деятельности. Как решились, зная ситуацию, участвовать в выборах ректора?

Ко мне обратились люди, несколько коллективов с предложением возглавить академию. Хотя, честно говоря, не хотел возвращаться в вуз, у меня был свой пласт работы международное инновационное агентство, экспертный совет. Но понимал, что необходимость перемен назрела давно, и еще обидно было, что аграрный вуз с огромным потенциалом практически не развивается. А с учетом того, что работал на окружных, международных площадках, точки роста академии представляются мне несколько шире, чем раньше. Это касается и науки, и технологий.

С момента вашего утверждения прошло всего несколько дней, вряд ли успели как следует войти в курс дела, и все таки, какие первоочередные задачи ставите перед собой?

Самый больной наш вопрос материально техническое оснащение. Оборудование некоторых кафедр, лабораторий не менялось десятилетиями. Необходимо искать на эти цели средства. Требуется комплексная информатизация вуза, расширение электронной библиотеки, элементарный ремонт крыш, учебных аудиторий.

Необходимо провести ревизию имеющихся научных разработок. Многие из них актуальны, но не востребованы из за того, что аграрии о них не знают. Нужно строить по новому отношения с агропромышленным комплексом, выходить напрямую в районы области. Мы можем оказать реальную помощь в разработке методик, эффективных, адаптированных к конкретным условиям. Тем более что Россия вступила в ВТО, и модернизация производственного процесса в сельхоз предприятиях просто необходима.

В академии действуют научные школы, которым необходимо придать официальный статус, разработать соответствующее положение. К сожалению, очень мало молодых ученых остается на преподавательской работе. Основных причин две: отсутствие жилья и небольшая зарплата. Будем думать, что тут можно сделать. Один из вариантов переоборудование общежития под квартиры, другой жилищная ипотека… Пока у нас только около 15 процентов молодежи среди преподавательского состава.

Необходимо создать попечительский совет, у академии много известных выпускников, ныне руководителей агрохолдингов, передовых предприятий, у которых есть возможность, а главное, желание помочь вузу. Это могут быть и консультации, очень ценные для студентов, и материальная поддержка.

Кстати, о руководителях сельхозпредприятий. Многие из них говорят о том, что подготовка выпускников академии находится не на должном уровне. Нет необходимой практической базы, а на одной теории далеко не уедешь. Согласны ли вы с этим?

Да, эти претензии считаю справедливыми. Дело в том, что вуз потерял свое научно опытное хозяйство, потому нам жизненно необходимо открывать сеть площадок, на которых студенты будут в том числе проходить практику. Для этого нужно заключать долгосрочные соглашения с нашими успешно развивающимися предприятиями, чтобы они предоставляли ребятам возможность изучить опыт, применяемые технологии. Но один раз приехать в хозяйство, посмотреть, это не значит изучить. Чтобы вникнуть в детали, необходимо там пожить, поработать. А это уже другой уровень отношений. И тут нам необходима помощь областной власти.

Кроме того, для подготовки инженеров, отвечающих современным требованиям, необходима новейшая техника. В академии ее нет, средства на ее приобретение вряд ли удастся найти. Но выход вижу в организации выставочного центра на базе вуза. Необходимо заинтересовать сотрудничеством с нами компании, занимающиеся поставкой техники. Наши студенты могут проводить предпродажную подготовку. Определенные шаги в этом направлении сделаем в ближайшее время есть выход на некоторых производителей сельхозтехники.

Многие вузы занимаются не только подготовкой кадров, но и переподготовкой. Насколько эта работа налажена в академии?

К большому стыду то ли нашему, то ли работников АПК, в настоящее время всего три процента специалистов повышают свою квалификацию. Как правило, это руководители предприятий, а зоотехники, агрономы, ветврачи переподготовку не проходят. Наша задача максимально охватить это направление.

Еще одна идея создать на базе академии консультативный центр. Сейчас люди приходят работать на земле, зачастую не зная, с чего начать. И наши профессора, преподаватели могут оказать квалифицированную помощь. Мы и сейчас этим занимаемся, но на индивидуальной основе. Если же применить системный подход, то поднимемся на совсем другой уровень.

Несколько лет назад академия активно сотрудничала с зарубежными вузами. Остались ли те связи?

К сожалению, они утеряны, все предстоит начинать сначала. Считаю, нужно привлекать к нам студентов из стран СНГ это даст вузу дополнительные средства. Требует решения вопрос о конвертации диплома, тогда академия будет иметь вес и за рубежом. Необходимо вновь сделать системной практику обмена студентами и преподавателями. Вариться только в своем соку невозможно, это рождает застой. А такие поездки дадут возможность обмениваться опытом, делиться новыми наработками, перспективными идеями.

Существует мнение, что сложившаяся система кафедр и факультетов устарела, нуждается в реформировании. Так ли это?

Согласен, что есть некоторые кафедры, которые себя изжили, но есть и востребованные, передовые. Нужно все как следует проанализировать, возможно, будем укрупнять факультеты.

Быть может, следует ввести новые специальности?

В этом вопросе нужен опять же системный подход. Необходимо понимать, какие специалисты в регионе наиболее востребованы, и тогда можно добиваться увеличения квоты бюджетных мест на эти специальности. Сейчас пользуются популярностью такие факультеты, как ветеринария, переработка, экология, лесное хозяйство… Но туда в основном поступают городские ребята. Нам же следует изменить отношение к традиционным специальностям: агроном, зоотехник, инженер. Возможно, мы сменим их названия, расширим, но суть останется прежней. Кроме того, назрела необходимость в специалистах, ориентированных на ВТО. Считаю, что стоит пересмотреть курс подготовки по агробизнесу, почему то только единицы наших выпускников находят себя в этой сфере.

Вы тоже когда то заканчивали этот вуз, каким он должен быть сегодня, если взглянуть глазами студента?

Главное, как мне кажется, нужно изменить отношения между студентом и преподавателем. Они должны стать партнерами, разрабатывать совместные проекты, которые впоследствии выпускник академии смог бы реализовать на практике.

Как много выпускников академии возвращается на село?

Меньше 10 процентов. Это плохо. И над этой проблемой будем работать.

Вы говорите, что, например, на агрономический факультет конкурс минимальный. Но все же удается набрать необходимое число студентов?

В этом году у нас на многие специальности был приличный конкурс, выполнили план набора. Но не стоит этому очень уж радоваться, поскольку здесь помогла демографическая ситуация, и во многих вузах в минувшую приемную кампанию отмечался наплыв абитуриентов. В следующем году, по прогнозам социологов, ситуация будет менее благоприятной. Поэтому нам уже сейчас нужно думать о том, как привлечь выпускников школ, техникумов в наш вуз. Необходимо вести профориентационную работу, выезжать в районы области, рассказывать о нашей академии.

И лучшей рекламой вуза станут достижения студентов.

У нас учатся замечательные ребята активные, целеустремленные, инициативные. Они добиваются высоких спортивных успехов, создали несколько студенческих отрядов, которые работают в хозяйствах области на передовой технике, помогают убирать урожай. Недавно наша делегация принимала участие в международном форуме, который проходил в Ульяновске, по ресурсосберегающим технологиям и альтернативной энергетике. Ребята заняли призовые места, получили гранты. Вообще, с точки зрения научного студенческого общества у нас позитивного много. И ребята сходятся во мнении: жить и учиться в академии интересно.

Беседу вела
Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.