Время рискованного животноводства
Павел Шмыров, директор СПК «Болтинский» Сеченовского района:
В прошлом году именинниками себя чувствовали. После долгих раздумий решились на реконструкцию коровника по областной программе. Получали за это добавочные два рубля за литр молока. Тут и прибыль от него появилась. А вот нынче мы при современном дворе, что само по себе большое событие для нашего района, но без денег от молока.
По сути, цена сравнялась с себестоимостью. Да нам вроде еще и везет, мы сейчас за литр получаем по 10 рублей 50 копеек, а в других районах, насколько наслышан, меньше. Выходит, нам надо быть благодарными закупщикам из Чувашии, они нас выручают. А куда деваться? В Сеченове переработки нет, везти в дальние районы так это опять затраты.
А запчасти дорожают, ГСМ тоже. Снова нам долги наживать привыкаем жить с ними…
Николай Трофимов, руководитель департамента АПК Арзамасского района:
– Заниматься молоком опять невыгодно. Если в прошлом году оно было немного прибыльно, то в этом мы рассчитываем сработать хотя бы по нулям. Но если учитывать инфляцию, которая изначально в расчетах не фигурирует, то на самом деле показатель работы животноводов будет с минусом. Цены на энергоносители имеют тенденцию только к росту. Закупочные же цены на нашу продукцию, наоборот, в основном снижаются.
Пока на уровне Федерации не будет наведен порядок в ценообразовании, пока сельхозтоваропроизводитель не будет защищен экономически, гарантировать продовольственную безопасность страны вряд ли возможно. Мы видим усилия областного министерства сельского хозяйства, только благодаря его программам поддержки сегодня и живут молочнотоварные фермы. Но одних дотаций сегодня мало. Инфляционные тенденции, политика снижения закупочных цен сводят на нет все усилия. Поэтому необходимы не точечные программы содействия, а государственная политика поддержки своего крестьянина.
Молоко сегодня крестьянин может сдавать и на молокозаводы, и в различные приемные пункты транснациональных компаний. Но цены, которая бы устраивала, нет пока нигде. Если же и есть гденибудь хорошая цена, то либо транспортные расходы все съедают, либо фирма работает только с крупными поставщиками.
-
Выход пока видим только в поиске путей экономии. Будем снижать себестоимость, увеличивать надои и качество молока. Иначе не выжить.
-
Мнение переработчиков
Цена будет повышаться
Нина Куландина, директор Березовского молочного
завода Арзамасского района:
– Каждый день наше предприятие принимает 15 тонн молока от сельхозпредприятий и частных ферм Арзамасского, Вадского и Дивеевского районов. Мы отмечаем улучшение качества молока. Особенно в текущем году хозяйства стали сдавать очень хорошую продукцию. Нам почти не приходится предъявлять какието претензии. Конкуренция ли сыграла роль, областные ли программы поддержки животноводства, но факт есть факт.
Крестьяне сетуют на изменения закупочной цены. Отвечу, что это связано только с сезоном. Летом молока всегда больше, соответственно падает цена. Но период «большого молока» заканчивается, поэтому нынешняя наша закупочная цена 11 рублей скоро изменится. С 1 сентября будем закупать дороже. Насколько, пока рано говорить.
Отмечу, что, повысив закупочные цены, мы ни на рубль не повысим цену реализации. Так что у нас с сентября снизится рентабельность производства. Но это тоже сезонный фактор, к которому мы, переработчики, относимся как к данности.
Когда говорят о сговоре переработчиков, мне это мнение кажется сомнительным. Лично я ни с кем не сговаривалась и не верю, что ктото из руководителей других предприятий (тех же заводов Городца, Шахуньи) участвовал в какихто сговорах. В этом просто нет нужды. Никто ведь не сговаривался о наступлении лета.
Кроме того, цена закупки зависит от местности, удаленности от центра, множества других факторов, среди которых сговору просто нет места.
Другое дело, что мы отслеживаем цены у соседейпереработчиков, порой равняемся друг на друга и обычно в курсе, кто по какой цене закупает. Но никакого криминала в этом нет.
Есть у нас и свои сложности. Одно дело – конкуренция со своими коллегами из региона, и совсем другое – с перекупщиками из крупных федеральных концернов. Они порой накручивают цену и вывозят молоко из региона. Перебить их условия мы не можем. Эти приемные пункты ведут нечестную игру.