23.08.2012

Время рискованного животноводства

Павел Шмыров, директор СПК «Болтинский» Сеченов­ского района:

­ В прошлом году именинниками себя чувствовали. После долгих раздумий решились на реконструкцию коровника по областной программе. Получали за это добавочные два рубля за литр молока. Тут и прибыль от него появилась. А вот нынче мы при современном дворе, что само по себе большое событие для нашего района, но без денег от молока.

По сути, цена сравнялась с себестоимостью. Да нам вроде еще и везет, мы сейчас за литр получаем по 10 рублей 50 копеек, а в других районах, насколько наслышан, меньше. Выходит, нам надо быть благодарными закупщикам из Чувашии, они нас выручают. А куда деваться? В Сеченове переработки нет, везти в дальние районы ­ так это опять затраты.

А запчасти дорожают, ГСМ тоже. Снова нам долги наживать ­ привыкаем жить с ними…

Николай Трофимов, руководитель департамента АПК Арзамасского района:

– Заниматься молоком опять невыгодно. Если в прошлом году оно было немного прибыльно, то в этом мы рассчитываем сработать хотя бы по нулям. Но если учитывать инфляцию, которая изначально в расчетах не фигурирует, то на самом деле показатель работы животноводов будет с минусом. Цены на энергоносители имеют тенденцию только к росту. Закупочные же цены на нашу продукцию, наоборот, в основном снижаются.

Пока на уровне Федерации не будет наведен порядок в ценообразовании, пока сельхозтоваропроизводитель не будет защищен экономически, гарантировать продовольственную безопасность страны вряд ли возможно. Мы видим усилия областного министерства сельского хозяйства, только благодаря его программам поддержки сегодня и живут молочно­товарные фермы. Но одних дотаций сегодня мало. Инфляционные тенденции, политика снижения закупочных цен сводят на нет все усилия. Поэтому необходимы не точечные программы содействия, а государственная политика поддержки своего крестьянина.

Молоко сегодня крестьянин может сдавать и на молокозаводы, и в различные приемные пункты транснациональных компаний. Но цены, которая бы устраивала, нет пока нигде. Если же и есть где­нибудь хорошая цена, то либо транспортные расходы все съедают, либо фирма работает только с крупными поставщиками.

Выход пока видим только в поиске путей экономии. Будем снижать себестоимость, увеличивать надои и качество молока. Иначе не выжить.

Мнение переработчиков

Цена будет повышаться

Нина Куландина, директор Березовского молочного
завода Арзамасского района:

– Каждый день наше предприятие принимает 15 тонн молока от сельхозпредприятий и частных ферм Арзамасского, Вадского и Дивеевского районов. Мы отмечаем улучшение качества молока. Особенно в текущем году хозяйства стали сдавать очень хорошую продукцию. Нам почти не приходится предъявлять какие­то претензии. Конкуренция ли сыграла роль, областные ли программы поддержки животноводства, но факт есть факт.

Крестьяне сетуют на изменения закупочной цены. Отвечу, что это связано только с сезоном. Летом молока всегда больше, соответственно падает цена. Но период «большого молока» заканчивается, поэтому нынешняя наша закупочная цена ­ 11 рублей ­ скоро изменится. С 1 сентября будем закупать дороже. Насколько, пока рано говорить.

Отмечу, что, повысив закупочные цены, мы ни на рубль не повысим цену реализации. Так что у нас с сентября снизится рентабельность производства. Но это тоже сезонный фактор, к которому мы, переработчики, относимся как к данности.

Когда говорят о сговоре переработчиков, мне это мнение кажется сомнительным. Лично я ни с кем не сговаривалась и не верю, что кто­то из руководителей других предприятий (тех же заводов Городца, Шахуньи) участвовал в каких­то сговорах. В этом просто нет нужды. Никто ведь не сговаривался о наступлении лета.

Кроме того, цена закупки зависит от местности, удаленности от центра, множества других факторов, среди которых сговору просто нет места.

Другое дело, что мы отслеживаем цены у соседей­переработчиков, порой равняемся друг на друга и обычно в курсе, кто по какой цене закупает. Но никакого криминала в этом нет.

Есть у нас и свои сложности. Одно дело – конкуренция со своими коллегами из региона, и совсем другое – с перекупщиками из крупных федеральных концернов. Они порой накручивают цену и вывозят молоко из региона. Перебить их условия мы не можем. Эти приемные пункты ведут нечестную игру.