33_2012_10-2
16.08.2012

В мирном небе – боевые самолеты

Полеты в воздухе и… на земле

Где­то вдали высоко в небе слышится нарастающий гул самолета.

– Наш летит. Из Раменского, – улыбается заместитель командира авиационной базы в Саваслейке подполковник Федор Боков.

На летном поле затишье – учебно­тренировочных полетов нет. Истребители только что вернулись из Жуковского, где принимали участие в праздничном авиашоу по случаю 100­летия ВВС – три дня показательных выступлений.

Вот они, мощные железные птицы, замерли на учебной площадке планеров и самолетов.

СУ ­27. С ним у Федора Бокова связаны особые воспоминания и первые учебные полеты после Армавирского высшего авиационного училища.

– На нас главком возлагал надежду, и мы сознавали всю ответственность, – вспоминает Федор Алексеевич. – Главное – правильно спроецировать полет, а при посадке – видеть землю…

На вооружении полка есть также истребители СУ­30, оборудованные системой дозаправки в воздухе. Имеется сверхзвуковой МиГ­31 – гордость истребительной авиации, аналогов ему в мире не существовало.

И наконец, модернизированный МиГ­31БМ.

– Это настоящий боец, – говорит заместитель командира. – Летает со скоростью 3 тысячи километров в час, как пуля. Да, он неманевренный, но может управлять другими самолетами.

Вот такие боевые машины и осваивают пилоты авиабазы – в основном выпускники Челябинского авиационного училища.

Норма налета – 50 часов в год, но пилоты перекрывают ее за 4 месяца.

– Курс боевой подготовки – от простых упражнений до сложнейших, – продолжает Федор Боков. – Мы досконально изучаем самолет, тесно взаимодействуем с конструкторами, ведем научную работу. И готовим настоящих орлов, учим, воспитываем патриотов.

А летать будущие орлы учатся сначала на земле, в тренажерном комплексе. Там не только кабина пилота оборудована, как в настоящем самолете, но и летные ситуации моделируются в соответствии с реальностью.

Не потерять чувство страха

– Когда много летаешь, чувство страха постепенно притупляется, начинаешь думать, что можешь все. Так нельзя, – убежден командир экипажа Иван Филоненко, про которого начальство с гордостью говорит: «Наше будущее».

Иван чуть ли не с пеленок знал, что будет военным – вырос в воинской части. В 12 лет уже ездил на танке. Отец – сапер, прошел две чеченские войны. Он и предложил сыну, закончившему школу с золотой медалью, поступать в авиационное училище.

– Сейчас уже кажется, что я всю жизнь здесь, – улыбается Иван. – Едва сажусь в кабину, руки сами начинают работать. Но перед полетом все равно есть волнение.

Накануне полета – обязательно в тренажерный комплекс. Даже бывалые летчики заходят сюда.

Отцу Ивана Филоненко довелось увидеть, как готовится к полетам сын. Посидел в кабине, восхищаясь сложным оборудованием.

– Я и его научу, – обещает Иван Викторович. – Ему все интересно. Да и мама, хотя и переживает, уже знает некоторые наши термины. – Хочется полетать в четверке – мне нравятся групповые полеты, особенно ночью, хотя это считается сложным.

А вот для штурмана Эльдара Гайнисламова первый ночной полет едва не закончился трагически – не раскрылся парашют.

Сейчас у него за плечами уже 400 часов налета. Любовь к небу у Эльдара в генах – отец был борттехником.

– Ну а мой сын будет космонавтом, – смеется штурман.

Для летчиков машина – предмет одушевленный. Например, Иван Филоненко перед взлетом поглаживает свою железную птицу, как живую. Появилась эта традиция всего полтора года назад, в День космонавтики, когда на взлете у его самолета отказал двигатель. Слава Богу, все обошлось – сработала смекалка.

Заместитель командира Федор Боков разговаривает с самолетом.

– Некоторые думают – железка, а он живой, – говорит Федор Алексеевич.

У техников свой обычай – перед тем как дать разрешение на взлет, они касаются крыла рукой.

– В день полета нежелательно бриться, – вспоминает еще одну традицию Эльдар Гайнисламов.

– Ну, ты сейчас наговоришь – люди будут думать, что летчики не бреются, – смеются друзья.

Болеть пилотам категорически воспрещается. Безобидный насморк может привести к запрету полетов.

– Стараемся не болеть – спорт, витамины, особенно весной.

Белые кольца на синем небосводе

А еще летчики умеют ценить хороший юмор. И шутить умеют.

– Когда мы только начинали бороздить воздушные просторы на Л­39 в Азербайджане, больше всего любили морские зоны, – вспоминает Федор Боков. – Пролетая над нефтяными вышками, где курсировал баркас, сбрасывали вниз, как бомбы, пустые банки из­под сгущенного молока – их много скапливалось. Молодые были – задор, баловство, но с нефтяниками дружили. Без приколов, шутки в авиации трудно.

Здесь, в небе над Саваслейкой, так, конечно, никто не шутит. В воздухе пилоты серьезные.

– Ступил на стремянку – все другие мысли в сторону, – говорит Иван Филоненко. – Ни о чем, что может отвлечь от полета, нельзя думать.

И все­таки даже на боевых самолетах они остаются неисправимыми романтиками. Во время разведки погоды подполковник Боков поднял свою супермашину на высоту, где остается инверсионный след, и «нарисовал» на голубом небосводе два огромных кольца.

За авиацию можно не волноваться

Три года подряд реактивные истребители авиационной базы Саваслейка участвовали в авиашоу, проводимом в день Победы в столице, демонстрируя высший пилотаж.

– У нас каждый подскажет, поможет – все друг за друга горой. Мы, молодые, берем пример со старших летчиков, – говорит Иван Филоненко.

– Здесь авиационное братство, где поддержка и взаимовыручка, помните, как в фильме «В бой идут одни старики»? – спрашивает Федор Боков.

Конечно, я помню этот фильм – не раз смотрела и всегда восхищалась бесстрашными летчиками­истребителями. С таким же чувством уезжала из Саваслейки.

– За авиацию можно не переживать, – сказал, расставаясь с нами, заместитель командира авиационной базы.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Кулебакский район.