Posted in Благовест
16.08.2012

Пост — это доверие

Интересно, что в церковном лексиконе беременная женщина называется непраздной… Заметим, это слово о многом говорит.

Послабление поста, как для болящих людей, так и для беременных женщин, безусловно, может быть. В каких­то условиях это даже необходимо, хотя всякий подобного рода вопрос связан с тем, насколько человек верит, доверяет уставам церкви, Богу.

Думается, что во времена преп. Сергия Радонежского такой вопрос не возникал. Пост был для всех, даже для детей. И послабление если и было, то очень незначительное. Если бы родители Сергия Радонежского не постились, то откуда взялось бы в младенце Варфоломее (будущем святом) пощение: «…в среду и пятницу он не брал, не сосал грудь материнскую…»

Сегодня мы настолько далеки от подобного идеала, что воспринимаем такие примеры как сказку. Да, такие примеры были редки и Богом обозначены, но весь народ Божий считал пост необходимостью. «Непраздность» женщины заключалась еще и в несении поста, в молитве о будущем младенце, в хождении в храм, причащении Святых Христовых Тайн. И таким образом воспитание начиналось еще в утробе матери…

Одна наша прихожанка ­ женщина лет сорока, имеющая пятерых детей, очень активная, энергичная, стройная, ­ как­то сказала по поводу трудных родов другой женщины, ребенок которой весил около пяти килограммов: «Чего их там выращивать­то, пусть здесь растут, у меня все были по 2,5­3 кг».

Не могу утверждать, постилась она строго или не постилась, но последнего малыша она родила очень легко: за три дня перед родами она трудилась, выполняя все свои обязанности дома и в церкви. Все рты разинули:

­ Да у нее и живота­то не было!

У нас небольшой приход на окраине города, все друг друга знают. Она же умело скрывала беременность и работала.

Давать рецепты: что и сколько съесть ­ и будет то­то, значит, мыслить только физиологическими началами и о духовном существе своем забывать. Конечно, физиологию никуда не денешь, она порой довлеет, что невозможно терпеть. И вот тут и происходит «послабление» неписаное, но услышанное нутром и простительное. Моя супруга вспоминает, как она пришла к нам в дом с «комсомольской грядки на грядку верующей семьи», и все для нее было ново, но у нее хватало мудрости не отвергать. И старалась она, училась у моей мамы, которую ценила и уважала (впрочем, мама никогда никем не командовала). Научилась моя жена и грибной суп варить, и икру грибную делать, и многим другим мелочам полезным в большой православной семье. Теперь вспоминает она о своей беременности, проходившей в Великий пост, что вдруг захотелось ей колбасы «до нестерпимой жути»… Терпела она, а потом подошла к маме (она с первого дня звала свекровь мамой) и поделилась… Та выслушала и тут же дала совет: пойди в магазин, купи и съешь. Купила она триста граммов колбасы и, не дойдя до дома, села на лавочку и съела… Вот такое невинное, думается, необходимое и простительное нарушение поста.

Отец Евгений ЮШКОВ, священник
молельного дома
во имя св. блгв. князя Александра Невского.

Борский городской округ.