Красивая и прочная дорожка
При строительстве садовых дорожек всевозможных типов, в том числе и брусчатых, хорошо зарекомендовали себя специальные нетканые материалы, называемые геотекстилем.
Без применения геотекстиля песок, гравий и другие фракции, уложенные в полотно дороги, постепенно перемешиваются с почвой, и исчезает та опора, на которой покоится дорожное полотно.
Как правильно подготавливать основу и затем укладывать саму дорожку?
Предварительно выкапывается канава, глубина которой может колебаться от 20 до 60 см в зависимости от будущей нагрузки. Ее дно и стенки выстилаются геотекстилем. Затем насыпается слой гравия, который разравнивается и сверху также покрывается геотекстилем. На верхний слой геотекстиля насыпается песок, и на нем укладывается брусчатка, тротуарная плитка, камень и т. п. В принципе, класть плитку, камень можно и на слой цементного раствора, что повышает жесткость и прочность дорожного покрытия. Без сомнения, такая дорожка органично вольется в городской пейзаж, но с естественным ландшафтом она может диссонировать.
Какие преимущества дает использование специальных нетканых материалов перед традиционными технологиями?
Вопервых, геотекстиль и материалы, подобные ему, очень прочны и не гниют, находясь в почве. Они препятствуют смешению слоев между собой (почвы с гравием, гравия с песком), обеспечивают хороший дренаж, благодаря чему дорожка остается сухой даже в дождливые дни.
Вовторых, геотекстиль является армирующим слоем основания дорожки, равномерно распределяющим вертикальные нагрузки, что позволяет оставаться поверхности ровной долгие годы.
Втретьих, использование специальных нетканых материалов при строительстве позволяет в течение многих лет эксплуатации избегать дополнительных, а зачастую и очень существенных расходов на ремонт и поддержание дорожки в рабочем состоянии.
И, наконец, вчетвертых, при проведении значительных объемов работ по ландшафтному благоустройству и при строительстве дорог применение геотекстиля дает существенную экономию песка, гравия и т. п.
Область применения геотекстиля достаточно широка: его также используют для изоляции деревянных конструкций, в качестве мульчирующего материала для борьбы
с сорняками и т. д.
Без геотекстиля грунт перемешивается с щебнем, и несущая способность дорожного покрытия ослабляется.
С геотекстилем в качестве разделителя несущая способность дорожного покрытия сохраняется.
Какую тротуарную плитку выбрать?
Следует отдавать предпочтение плитке с фаской, мощение из которой смотрится более выразительно благодаря четкому рисунку швов. Очень важна поверхность плитки гладкий материал зимой станет скользким, шероховатая поверхность менее опасна. Стандартные размеры тротуарной плитки могут быть 20х20 см, 30х30 см, 40х40 см и т. д. Она может быть не только квадратной, но и прямоугольной или фигурной. Есть и так называемая мелкоштучная плитка 10х10 см или 10х20 см. Такая плитка хороша для мощения криволинейных дорожек. Однако следует иметь в виду одно важное правило. При укладке мелкоштучной плитки по песчаному основанию края дорожного корыта необходимо бетонировать. Это следует делать во избежание расползания дорожного полотна. То же самое относится и к работе с клинкерным камнем. Бетонирование борта выполняют после засыпки и утрамбовки гравия.
Для заливки бетона сооружают опалубку. Бетон заливают на высоту 10 см. Когда он застынет, опалубку снимают и засыпают слой песка между бетонными бортами. Краевые плитки кладут на бетонные бортики, которые и удерживают плитки от расползания, а центральная часть дорожного полотна лежит на утрамбованном песке. Существенным минусом такой дорожки является сложность сооружения. Но и прямоугольная мелкоштучная плитка, и клинкерный камень хороши тем, что дают возможность выкладывать самые разнообразные по рисунку типы кладок без крестообразных швов, которых следует избегать на так называемых пучинистых (т. е. склонных к вспучиванию) грунтах в условиях нашего климата с суровыми зимами.