31_2012_19-1
Posted in Кругозор
02.08.2012

Дети Остапа

Крыша в пути

Было это восемнадцать лет назад. Не вспоминайте, не вспомните… Об этом не писали газеты, не трещало телевидение. Все было спокойно, но последнее субботнее утро июля нарушило это спокойствие. Отдыхающим на круизных теплоходах, прильнувших к пристани небольшого волжского городка, показалось, что у них сдвинулась с места крыша.

Отчего вдруг такое? Может, жара сказалась, а может, и скорее всего, вчерашняя вечеринка, которая закончилась далеко за полночь. Эх, лекарства бы: кружечку холодненького пивка или стаканчик сухонького винца. Ну а если причина в другом…

Представьте только, вы просыпаетесь, вглядываетесь в оконце каюты и видите на набережной надпись «Васюки». Рывок к карте – нет такого города на Волге. Бросок к справочнику – и тут нет. Холодная, жаркая испарина…

Васюки! Быть может, ночью капитан спутал фарватер и запулил свой теплоход в какую­нибудь боковую речушку?

Да куда тут сунешься, одно мелководье кругом.

Без паники! Васюки! Еще нежнее,
В­а­с­ю­к­и! Вот уже слышится что­то знакомое и даже родное. Будто уже бывал здесь.

Если нет такого города, то где же все оказались?

Но ведь вот он, город! Старые купеческие дома с вязью резных наличников очертили набережную. Ходят люди, да как их много…

Утренний ветерок разносит дымок от шашлыка. На сходнях всех встречают копчеными лещами, вялеными щуками, воблой и семечками.

На парапете надпись: «Здесь были Ося и Киса, 1927 г.»

Это совсем добивает пассажиров, и они бросаются к ближайшим пивным – с крышей не шутят.

Так восемнадцать лет назад начиналась «Бендериада».

Вы не знаете Шпильгагена?

А между тем Васюки были, есть и будут. Как отмечено в народе, в Васюках живут васюкинцы, васюкинки и их васюкин­ские дети.

Считается, что кто не был в Васюках, ему и в Рио­де­Жанейро делать нечего.

В Васюках помнят и свято чтут своего первооткрывателя, у которого папа был турецкоподданным, а мама – графиней, Остапа Сулеймана Берта Мария Бендер­бея. Ступил он на эту землю с корабля по воле злого рока и непредвиденных обстоятельств.

Впрочем, история его волжского похода хорошо известна и описана биографами. А еще показана в местном музее.

Говорят, что в этом городе побывал сам Вильям, понимаете ли, Шекспир. Услышав разговор о строительстве моста через Волгу, он написал комедию «Много шума из ничего».

Утверждают также, что именно в Васюках легендарная группа «Лед Зеппелин» даже на спор не смогла подняться по шаткой лестнице, ведущей с берега в гору. Прямо на ее ступенях музыканты начали сочинять свою композицию «Лестница в небеса».

Васюкинцы народ честный. Они уличили своего патрона, в смысле Осю Бендера, в плагиате. Как оказалось, фразу «Лед тронулся» первым сказал не он, а Александр Невский на Чудском озере. Так что воспринимайте ее как цитату и простите комбинатору маленькую слабость к присвоению чужого. С ним это бывало.

Только здесь, в этом городе, начинаешь понимать, что жизнь человеку дается один раз, и один день из нее надо непременно провести в Васюках.

О пристрастиях васюкинцев ходят легенды. Когда Бендер­бей ступил на эту землю, он увидел читающего человека. Книга, которую тот читал, принадлежала перу Шпильгагена.

Чувствуется, вы не знаете, кто такой Шпильгаген. Только никому не показываете свое незнание. Если вас спросят, читали ли вы Шпильгагена, то отвечайте: о да, конечно, непременно, но он сейчас, к сожалению, неактуален, и вам не с кем о нем поговорить. А сами – бегом в библиотеку, и при случае все в тех же Васюках вы можете ввернуть бестактно спросившему вас цитатку из Шпильгагена. Вас зауважают, как уважают здесь всех, кто читал бессмертные строки этого автора.

Кстати, Шпильгагена звали Фридрих. Советуем вам почитать его «Скелет в доме». Увлекательное чтение.

На васюкинской земле вы можете чувствовать себя в полной безопасности. Надпись на стене вас предупредит: «Берегите кошельки». И не беспокойтесь о членстве в профсоюзах – пива вам нальют, невзирая на принадлежность к партиям и общественным организациям.

Ну а если вас понесет, как несло здесь Остапа, наобещавшего васюкинцам златые горы, вас тактично вернут в реальность:

­ Вы, что, забыли свое место в жизни?

В Васюках есть все!

Что­то мы без цифр обходимся, а это несолидно. Цифры ­ удел деловых людей. Всенародная любовь к Остапу Бендеру вполне укладывается в цифирь.

Итак, дано: музей Остапа Бендера, который открыт 18 лет назад, ежегодно посещает 50 тысяч человек. Требуется определить, насколько до сих пор популярен роман «Двенадцать стульев». Только не давайте никому списывать, пусть решают сами.

Эту задачку мы задали в ожидании Остапа. Вот сейчас он появится на площади в своей неизменной капитанской фуражке, сером клетчатом пиджаке и небрежно накинутом на шею кашне.

Первооткрыватель Васюков, как вы помните, любил размах. И он в Васюках есть.

Только попав на этот праздник, очередная порция пассажиров начинает догадываться, как их с утра разыграли. Нерв­ный смех переходит в спорадический, до колик в животе и до опоздания на свои речные дредноуты, которые ближе к обеду вынуждены собирать гудками разбредшихся по празднику пассажиров.

А их продолжают разыгрывать, на полном серьезе убеждая в том, что Васюки ­ город секретный, и только раз в году он открывается под своим именем.

Только не пытайтесь хохмить с васюкинцами. Впросак попадете обязательно. Если вы спросите, к примеру, есть ли в городе дети лейтенанта Шмидта, то вас отведут на улицу Шмидта и покажут детей сколько вашей душе угодно.

­ Слушайте, васюкинцы, а где у вас проходит межпланетный шахматный турнир?

Это вы как бы подкололи.

­ Увы, ­ скажут васюкинцы, – Нью­Васюки у нас не состоялись, поэтому турнир у нас международный.

Из международных – один эстонец. Он то ли каждое лето приезжает в Васюки, то ли не успевает уехать.

Главный сувенирный товар на празд­нике – «бендерка». Это та самая капитанская фуражка, в которой щеголял турецкоподданный. Продавец, который ими торговал, попался с философинкой и психологинкой. Он сказал, что не каждому «бендерка» по голове, оттого и берут их не так много.

Вглядитесь, кто в них ходит, и вы все поймете.

Вгляделись. Действительно, это были дети Остапа. В их лицах было что­то авантюрное, решительное и в то же время безумно спокойное – жизнь от них не уйдет, не успеет.

И вот пронеслось:

­ Идет!

Почему­то показалось много бегущих выгоревших на солнце белобрысых детей.

­ А васюкинские дети всегда любили Остапа Бендера.

Это читает мысли стоящая с нами женщина.

18­я «Бендериада»… Полтора комплекта стульев из гарнитура мадам Петуховой…

В Васюках уже достигло совершеннолетия поколение, которое на первую «Бендериаду» возили в колясках.

­ Идет!

С пристани от парохода уверенной, размашистой походкой поднимался молодой человек в сером пиджаке, капитанской фуражке и шарфе на шее. Он еще поднимался, но уже слышалось: «Культуру ­ в массы, деньги ­ в кассу!»

Это вам не 85 лет назад. Сегодня его ждут. «Дадим жару!» Когда­то он обещал, что с пристани в город протянется мраморная лестница. Ему простили фантазии: «Не баре, и по земле походим!» С тех пор кто только не обещал васюкинцам да и всем нам разных чудес.

Лед тронулся, а вместе с ним и мы.

Наш дотошный читатель скажет: ну вот, догулялись, не написали ни где эта «Бендериада» происходила, ни что за город Васюки. На карте Волги такого города действительно нет. И мы упустили все сознательно.

Догадались? Конечно, мы еще встретимся на «Бендериаде», и произойдет это в следующую пятницу. Тогда все встанет на свои места. Так что следите за газетой.

Из программы развития Васюков, оглашенной Остапом Бендером, в связи с превращением их в мировую шахматную столицу:

«…Поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать – овощи, фрукты, икра, шоколадные конфеты».

(«Двенадцать стульев».)

На «Бендериаде» побывали наши специальные корреспонденты

Вячеслав ФЕДОРОВ и Анатолий ЧЕПЕЛА (фото).{jcomments on}