29_2012_5-1
Posted in Хозяйство
23.07.2012

Хороший тон — думать о будущем

Уже много лет в СПК «Верякушский» добиваются отличной урожайности зерновых культур.

– Одно это хозяйство делает половину валового сбора всего района, – резюмирует главный агроном района Юрий Балуев.

В сельхозпредприятии не против экспериментов на полях и фермах. Но к новшествам подходят обдуманно. Например, увлечение рапсом, захлестнувшее этой весной дивеевских полеводов, верякушцы оставили без внимания. Просчитав, во что обойдется «мода», решили оставить рапс только в качестве сидерата. Эту специфическую культуру в хозяйстве уже возделывали и решили, что экономическая отдача от нее не будет адекватна сложностям при культивировании.

Зато горох, похоже, на верякушских полях прижился. Площади под ним увеличиваются. Эта культура важна для птицевод­ства, так что инвестор хозяйст­ва – Сеймовская птицефабрика – поддерживает начинание.

Горох вообще культура выгодная. Когда за пшеницу давали 4 руб. за кг, горох брали по 7,5. Кроме того, горох в качестве предшественника ничуть не хуже рапса.

Сегодня главной задачей для крестьян стала кормозаготовка. Верякушцы и здесь в числе лидеров. К сенокосу председатель хозяйства Наталья Авсентьева относится особенно придирчиво, ведь начинала она здесь с должности бригадира кормодобывающей бригады.

Кормовыми культурами занято более тысячи гектаров. Уважают в Верякушах кукурузу, продолжают ее высевать, несмотря на дороговизну. Сорта Росс и Краснодарский проверенные, силос от них только первого класса.

Кстати, экспериментируют в хозяйстве и с кукурузой на зерно. Пока опыты не слишком удачны, но верякушцы продолжают поиски подходящих для нашей местности гибридов.

Особое внимание суданской траве, семена которой в Верякушах получили уже свои, есть даже на продажу. Суданка в прошлом году дала очень хорошие показатели, причем удалось взять два укоса. Такой высоты вымахала, что комбайн в ней терялся. Так что в этом сезоне верякушцы вдвое увеличили площади под ней.

– Хорошие корма – гарантия стабильности в животноводстве, – рассуждает председатель. ­ Для нас это особенно актуально: поголовье дойного стада растет.

На ферме хозяйства содержатся 542 буренки. На сегодня это лучшее и самое большое в районе стадо.

У буренок есть свой «паспортный стол». На каждую заведен персональный документ, содержащий все данные о продуктивных качествах и коровы, и ее родителей. Продуктивность отслеживается по контрольным дойкам. Создано племенное ядро.

Кстати, «Верякушский» в числе немногих хозяйств района содержит пункт искусственного осеменения коров со своей лабораторией.

По итогам года хозяйство рассчитывает превысить отметку 4 тысячи кг молока на корову. Нужно учесть, что здесь разводят швицкую породу, не славящуюся рекордными надоями.

– Валовой надой в сутки сейчас 6243 кг с учетом небольшого спада из­за выгона в летние лагеря, – поясняет Наталья Авсентьева. – Жирность достигает 4 процентов, так что зачетный вес неплохой. Значит, получаем
2 миллиона в месяц только от молока. Молоковоз у нас свой, уже КамАЗ вместо «газика». Один его рейс по нынешним ценам может приносить около 70 тысяч.

Проблема в том, что молоко, даже с учетом всех дотаций, снова становится убыточным. Расчет несложен. Годовая себестоимость килограмма молока достигает
11 рублей, а принимают его сейчас ненамного дороже 9 рублей. Это в прошлом году прибыль была хорошая, потому что цена на молоко была в пределах 14 рублей, да плюс 2 рубля на кг реализованного молока составляла дотация из областного бюджета.

Верякушцы, чтобы выбраться из замкнутого круга, даже в Мордовию за 110 км возили свое «белое золото». В округе же молокозаводов, закупающих молоко по достойной цене, вовсе нет. На арзамасский «Бемоз» можно сдать по 9 9,5 рубля. Стексов­ский приемный пункт возьмет по 9,5 рубля. Это не цена, но больше везти некуда.

Торговать с машины – не выход. Разве продашь шесть с лишним тонн? Да в Дивееве и 1,5 тонны не раскупят – некому. Наладили верякушцы снабжение учреждений соцсферы, но это капля в море.

Так что падение закупочной цены очень больно ударило по крестьянам.

И все же, по словам руководителя, люди в хозяйстве заняты. На ферме, к примеру, трудятся 80 человек.

– У нас остался колхоз со своим укладом, – поясняет Наталья Авсентьева. – Не бросаем ни животноводство, ни растениеводство – практикуем комплекс­ный подход. Можно, конечно, выбрать специализацию и стать в этой сфере лучшими. Так сейчас нам советуют, говоря о прибыльности сельскохозяйственного бизнеса. Но как быть с людьми? Чтобы деревня жила, надо работу дать и мужчинам, и женщинам, и зимой, и летом. Ведь тот же рапс – это сезонный труд. Летом – паши, зимой – на биржу. Так что при узкой специализации нарушается уклад деревни. Хорошее же хозяйство должно думать о будущем села.

Александр КУРИКОВ.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Дивеевский район.