Возвращенные имена 3
Оказалось, что есть. На экране компьютера фотография военнопленного КРУГЛОВА Андрея Мартыновича. До войны жил в Горьком на улице Карла Маркса в доме № 26. Воинское звание – старшина. Служил в 504-м авиационном полку стрелком.
В плен попал 27 апреля 1943 года. Погиб при попытке к бегству из «Шталага 1Ф» 30 июня 1944 года.
Ныне захоронен в поселке Орловка Гурьевского района Калининградской области.
На карточке военнопленного была наклеена его фотография, которую мы и воспроизводим.
Вот вроде и все, больше, казалось, сообщить нечего. Да, забыли о дате рождения – 16 сентября 1920 года. Совсем молодой солдат.
Есть, правда, зацепка для поиска – номер авиационного полка. Сегодня в Интернете размещено много поисковых сайтов, не знает ли кто, где и как воевал 504-й авиаполк? Попробуем что-нибудь выяснить, может, удастся.
Неожиданно выяснилось, что в Сарове есть поисковики, которые создают базу данных потерь советских ВВС. 504-й авиаштурмовой полк им хорошо известен. Он был сформирован в начале сентября 1941 года в Воронеже. Воевал на Волховском и Брян-
ском фронтах. С марта 1943 года полк получил новое наименование и стал 74-м гвардейским штурмовым авиаполком.
Интересная деталь: Андрей Круглов попал в плен в конце апреля 1943 года, значит, он знал о преобразовании полка, но на допросе назвал его устаревшие данные.
А есть ли у поисковиков данные об экипаже?
Есть. Но в картотеке у Андрея Круглова другое отчество: не Мартынович, а Мартемьянович, и год рождения другой – 1919-й. Служил он воздушным стрелком на штурмовике Ил-2. Экипаж не вернулся с задания из района Кременчуга. В плену же Андрей Круглов находился далековато от этих мест. То, что пришлось испытать и вынести молодому парню за год плена, мы уже никогда не узнаем. Хотя не будем зарекаться…
Мы пока ничего не упомянули о летчике, с которым летал Андрей Круглов. Экипаж Ил-2 – это всего два человека: летчик и воздушный стрелок. Нам теперь ясно, кто был воздушным стрелком на штурмовике. А за штурвалом сидел знаменитый летчик 1930-х годов подполковник Борис Абрамович Пивенштейн.
Сегодня имя его забыто, и вы поймете почему. Думается, что Андрей Круглов хорошо знал имя этого человека и не раз видел его фотографии в довоенных газетах. Дело в том, что Борис Пивенштейн был героем эпопеи по спасению экипажа парохода «Челюскин», затертого льдами. Тогда семь летчиков стали первыми Героями Советского Союза. Пивенштейн летал в эскадрилье Николая Каманина, который впоследствии стал наставником космонавтов. Тогда у комэска сломался самолет, и он «позаимствовал» его у молодого пилота. В результате Пивенштейн был награжден орденом Красной Звезды, а высокое звание получил командир.
Борис Пивенштейн имел огромный опыт полетов в Заполярье.
До войны герой челюскинской эпопеи жил в Москве, в известном Доме на набережной. В Интернете можно отыскать сайт музея этого дома. Там есть имя Пивенштейна и дата его ухода из жизни – 1943 год. Это когда они со своим стрелком были сбиты. Ни во что другое здесь не хотят верить. Для музея он до сих пор «не вернулся с боевого задания».
Хотя есть продолжение истории его жизни.
После того как штурмовик Ил-2 был сбит, летчику, видимо, удалось его посадить. Плененных, старшину и подполковника, естественно, разобщили. Пивенштейн попал в офицерский лагерь военнопленных летчиков в Восточной Пруссии в населенном пункте Морицфельде.
Но это стало известно уже после войны. Обнаружились свидетели его пребывания в лагере. Они показали, что Пивенштейн «работал в отделе контрразведки «Восток», где занимался опросом советских летчиков, попавших в плен к немцам, обрабатывая их в антисоветском духе, и склонял к измене Родине».
Это строки из приговора, который был вынесен ему заочно в апреле 1952 года. Он приговаривался к расстрелу с конфискацией имущества и лишению воин-
ского звания.
В приговоре сказано, что до июня 1951 года он проживал на территории американской зоны оккупации Германии в городе Висбадене, выполнял обязанности секретаря Висбаденского эмигрантского комитета и являлся старостой храма. Затем он покинул Германию и выехал в Америку. Там след его теряется.
В этом приговоре есть еще одна строчка, на которую трудно не обратить внимание.
«В январе 1944 года Пивенштейн немецким командованием был направлен в отдел контрразведки, дислоцирующийся в гор. Кенигсберге…» С какой целью он был направлен туда? Не вербовал ли он «добровольцев», скажем, в летные части армии Власова?
Его воздушный стрелок в это время находился в лагере, где были собраны пленные, причаст-
ные к авиации. Они работали на аэродромах люфтваффе. Их использовали, естественно, на черной работе.
А ведь они могли и встретиться – комэск и его воздушный стрелок.
Вот видите, какой у нас получился поиск. Из забытья мы вернули два имени. На войне случалось всякое, поэтому мы и не стали скрывать от вас эту историю.
Вячеслав ФЕДОРОВ, редактор отдела писем.
Кстати
27 апреля 1943 года 74-й авиаштурмовой полк потерял еще один самолет. Не вернулся с задания экипаж гвардии младшего лейтенанта ПРУДКОВА Ивана Васильевича. Он уроженец д. Дубки Перевозского района Горьковской области. 1923 года рождения. До войны проходил учебу в Дзержинском аэроклубе.