26_2012_9-1
Posted in ...
02.07.2012

Судьбы в рублях не измеряются

Нижний Новгород

Не доводи
до предела

В солнечный июньский день на широких ступенях городской администрации Нижнего Новгорода не было свободного места. Более сотни участников пикета держали плакаты «Нет отметке 68», «Не доводи до предела!», выкрикивали лозунги.

До начала общественных слушаний оставались считанные минуты, а народ все прибывал. На электронном табло, установленном при входе в мэрию, желающие могли проголосовать «за» или «против» – выразить свое отношение к обсуждаемому проекту.

В фойе яблоку негде было упасть. Число зарегистрировавшихся участников приближалось к полутора тысячам. Те, кто не попал в зал заседаний администрации, расположились перед экранами, по которым можно было следить за ходом обсуждений. Спустя три часа свое мнение выразили двадцать участников из восьмидесяти, заявивших о желании выступать. Общественные слушания продолжались до позд­него вечера.

В защиту города

Первыми выслушали представителей Русгидро и Инженерного центра энергетики Поволжья. Они, как и следовало ожидать, выступили за достройку Чебоксарского водохранилища.

На страницах газеты мы не раз рассказывали о позиции как сторонников 68­й отметки, так и ее противников – правительства Нижегородской области, депутатов Законодательного Собрания, представителей различных организаций и экологов. Дадим слово и рядовым нижегородцам.

­ Я люблю свой город, по­этому и пришла сюда, ­ волнуясь, говорила с трибуны жительница Ленинского района. – Грош нам цена, если не отстоим его!

­ Как потомки будут судить о нас, если допустим затопление? – вопрошала представитель Канавинского района.

Эмоциональных слов в защиту города прозвучало много, и по тому, как аплодисментами отзывались в зале, можно было понять, что они находят отклик у собравшихся.

­ Я живу в частном доме в Молитовском затоне, ­ рассказал пенсионер Афанасьев. – Каждую весну откачиваю воду, чтобы она не затопила газовый котел, установленный в подвале. При 68­й отметке мне придется делать это круглый год. На какие средства? Мне, простому жителю, один вред от подъема уровня водохранилища!

Конечно, крупному энергетическому бизнесу, который продвигает проект и будет получать прибыль в случае его реализации, нет дела до трудностей пенсионера и других жителей региона. В этом и заключается моральная сторона проблемы. Проект затрагивает интересы сотен тысяч людей. Почему в угоду чьей­то выгоде жителям области предлагают принести в жертву свое благополучие, здоровье, дома, в которых они живут, изуродовать облик родного города?

­ В центре проекта стоит водохранилище, а не наша жизнь, ­ говорил председатель общественной палаты Роман Стронгин. – А ведь ее надо рассматривать в первую очередь. Это как раз тот случай, когда необходимо гражданское общество, чтобы всем вместе защитить город.

О том, что нельзя забывать об интересах простых людей, говорили депутат Государственной Думы Надежда Герасимова и многие другие.

Человеческие судьбы нельзя измерить в рублях, мегаваттах и кубометрах. Именно эта идея была, на мой взгляд, одной из главных, которую пытались донести участники общественных слушаний.

Одна позиция

Конечно, эксперты называли и конкретные аргументы и цифры. Одними из наиболее весомых были факты, приведенные представителями промышленных предприятий – группы «ГАЗ», ОКБМ имени И. И. Африкантова, Нижегородского машиностроительного завода и завода «Сокол». Они говорили о том, что из­за подъема грунтовых вод при отметке 68 метров предприятия окажутся на грани остановки, часть их территорий будет затоплена. А поскольку заводы выполняют оборонные заказы, подъем уровня Чебоксарского водохранилища подорвет обороноспособность страны.

­ Мы будем насмерть стоять, ­ говорил председатель областного Законодательного Собрания Евгений Лебедев, высказываясь против повышения уровня Чебоксарского водохранилища.

По его словам, заказчики проекта занижают цифры ущерба, который будет нанесен нашей области. По оценкам правительства области, он составит около 800 млрд рублей!

Член верхней палаты Государственной Думы Александр Вайнберг заявил, что Совет Федерации жестко солидарен с правительством Нижегородской области и что решить вопросы судоходства и энергетики можно другими путями, за меньшие бюджетные деньги, избежав негативных последствий для экологии.

­ Тридцать лет назад был изменен уровень Волги, ­ сказал глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин. – Жители Чебоксар получили экологическую катастрофу. На прошлой неделе я был на встрече с руководителями и жителями этого города. Они рассказали, что видят реку один месяц в году, все остальное время – зеленое болото.

По очереди выходили на трибуну ученые, представители разных политических партий, а люди, сидевшие в зале, держали плакаты. Общественные слушания показали, что люди самых разных профессий и взглядов, облеченные властью и рядовые граждане готовы защищать свой город.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Бор

Зачем чинить старую карету?

Такого разлива, как этой весной, на Бору не было давно. Вода подступила к самому городу, затопив даже часть опоры станции канатной дороги. И сейчас еще, в конце июня, вода полностью не сошла, образовав небольшие, а кое­где и обширные болотца ­ царства комаров. По знакомым тропинкам уже не пройти ­ залиты. Если полистать интернет­сайты, то можно увидеть, что уровень воды в Волге в районе Нижнего Новгорода не 63 м, как в Чебоксарах, а 65. В Городце и вовсе 66 м. Так что если Чебоксары поднимут уровень на целых 5 метров, то у нас он будет не 68, а больше 70.

Этот факт был озвучен на общественных слушаниях, состоявшихся на Бору. По поводу последствий поднятия уровня Чебоксарской ГЭС сказано и написано немало, в том числе и в нашей газете. Сложилось впечатление, что проект настолько недоработан, что вполне приемлемо предложение жителей Дзержинска, предлагавших прекратить общественные слушания.

Город Дзержинск, с химическими заводами и полигонами их отходов, в нем никак не обозначен. Как и Борский канализационный коллектор, переходящий в дюкер, проложенный по дну Волги. Он ежедневно перекачивает городские стоки в Нижний, на Артемовскую станцию аэрации.

Кстати, несколько очистных сооружений Борского округа, а именно в населенных пунктах Останкино, Чистое Борское, Память Парижской Коммуны, в случае поднятия уровня попадают под затопление, и их придется строить заново.

Не учтены в проекте РусГидро и скотомогильники, и другие социально опасные объекты. А представьте, если сибирская язва поплывет по Волге.

В зале не нашлось ни одного человека, который поддерживал бы идею поднятия уровня Чебоксар­ской ГЭС, однако подписывать протокол пока не стали. Глава администрации городского округа город Бор Александр Киселев предложил всем желающим письменно в течение двух ближайших недель изложить свои вопросы и претензии. Администрация округа перенаправит их РусГидро. Только после получения ответов будет определен итог общественных слушаний.

­ У меня лично такое ощущение, ­ сказал Александр Киселев, ­ что взяли старый, «поросший мхом» проект и пытаются его как­то оживить и запустить. Сейчас технологии ушли далеко, есть другие альтернативные источники электроэнергии. Нужно двигаться вперед, а не ремонтировать старую карету.

Надежда МУРАВЬЕВА.{jcomments on}