22_2012_17-1
Posted in Кругозор
04.06.2012

Возвращение к «Суперджету»

Такое уже бывало

3 июня 1973 года. На взлетно­посадочной полосе авиасалона в Ле­Бурже появляется гордость советского авиапрома ­ сверхзвуковой Ту­144. Рев двигателей, мощный разбег ­ и вот уже машина в воздухе. Набрав высоту, самолет ушел за горизонт, потом вернулся и сделал круг над аэродромом. Полет проходил в нормальном режиме. Продемонстрировав свои возможности, машина начала снижаться. И вдруг…

Почему французский истребитель «Мираж» оказался в опасной близости от советского самолета, ответа нет до сих пор. Международная комиссия, которую возглавлял представитель Франции, установила, что с «Миража» якобы должна была вестись съемка авиашоу. Уходя от столкновения, командир экипажа Михаил Козлов потянул штурвал на себя. Однако в результате перегрузки правое крыло отвалилось, в самолете начался пожар. Ту­144 рухнул в парижском пригороде Гусенвилль. Весь экипаж, шесть человек, и восемь французов на земле погибли.

Что характерно: на том же салоне смотрины устраивали и англо­француз­скому сверхзвуковому авиалайнеру «Конкорд». Он стреловидной «физиономией» даже внешне походил на русского собрата. Только вот в воздух поднялся на два месяца позже. Несколько превосходя ­ТУ­144
в скорости, он уступал ему в прочности, экономичности, управляемости ­ отсутст­вовали передние крылышки. И тут такая трагедия! Многие эксперты уверены: крушение не было случайным. Когда на кону стоят миллиарды, все средства хороши.

Лайнер поперек горла

«Суперджет­100» является первым самолетом, разработанным в России после распада СССР. К тому же первым россий­ским пассажирским самолетом, созданным с использованием цифровых технологий.

Как считают эксперты, сегодня сложилась ситуация, когда в жесткой конкурентной борьбе должен окончательно оформиться рынок региональных самолетов. Вместе с бразильскими, канадскими, украинскими производителями за него будут бороться компании Китая и Японии.

К нынешнему парку в 2,5 тыс. самолетов этого класса за 20 лет авиакомпаниям мира понадобится еще от 4,5 до 6 ты­­
сяч региональных лайнеров. И тут Россия решила громко напомнить о себе.

­ По своим аэродинамическим характеристикам «Суперджет­100» превосходит все мировые аналоги, ­ считает директор Центрального аэрогидродинамического института Владимир Каргопольцев.

Что это означает на практике? «Рейтинговое агентство Fitch Ratings распространило прогноз, согласно которому проведение первой коммерческой поставки российского самолета «Суперджет­100» означает появление высококонкурентной среды на рынке региональных самолетов, ­ пишет эксперт Дмитрий Тымчук. ­ В результате этой борьбы с рынка исчезнет как минимум один производитель, появившийся на нем ранее». По всему выходит: слишком уж многим стал поперек горла новый авиалайнер. И не только конкурентам, но еще и тем, кто не желает, чтобы Россия и ее авиапром наконец поднялись с колен после долгого периода упадка и разрухи. Даже если катастрофа в горах Индонезии ­ роковое стечение обстоятельств, нам никогда не следует об этом забывать.

Попытка прорыва

Причину катастрофы пока не называют, но у ряда специалистов не возникает сомнений в ее внешних причинах. Отказ оборудования и отсутствие каких­либо сообщений экипажа об аварийной ситуации, скорее всего, были вызваны выстрелом электромагнитной пушки. Он мог быть произведен как с самой горы Салак, на которой нашли обломки «Суперджета­100», так и с моря. Этот вариант кажется более вероятным после заявления главы мозгового центра израильского Международного института по борьбе с терроризмом Яэля Шахара.

Провернуть подобную операцию по устранению конкурента способна любая частная компания, а уж вероятному геополитическому противнику ­ это вообще раз плюнуть.

Эксперты, например, советуют проверить маршруты перемещения кораблей Седьмого флота США, проводившего в момент катастрофы незапланированные учения в Яванском море.

На его вооружении вполне могут быть так называемые морские рейлганы от BAE Systems, способные «стрелять» электромагнитным импульсом с энергией в 32 мегаджоуля. На испытаниях эти орудия выводили из строя объекты на расстоянии более 200 км. Выстрел из такой пушки заметить практически невозможно, но следы от его воздействия непременно обнаружат. Другое дело, если бы самолет упал в океан, как недавно российский спутник «Фобос­Грунт». У двух этих случаев много общего: для аварий не было никаких видимых причин, оба объекта были прорывом России в области высоких технологий. Этими двумя выстрелами сбили не просто высокие устремления в будущее. Ими недвусмысленно указали место, определенное нашей стране мировой закулисой, ­ у нефтяной трубы. Шаг влево, шаг вправо ­ попытка побега.

Василий МИХАЙЛОВ.

(ЭГ)