20_2012_10-1
21.05.2012

Ой, ленок, ленок, подари цветок

На флаг колхоза

­ Не видала, как лен­то цветет? Нет?! ­ тетя Тоня развела руками. ­ Сказочная ведь красота! А как ветерок пробежит, так заволнуется поле, заволнуется, как море голубое. Вовек не забудешь, как увидишь…

Антонина Николаевна Клещева всю жизнь прожила в поселке имени Тимирязева, работала в колхозе имени Емельянова в полеводческой бригаде.

Лен сеяла, дергала, снопы вязала… А потом машины людям помогать стали. Колхоз первым в области освоил механизацию этого производства.

­ Льняной сноп можно было вознести на флаг колхоза имени Емельянова, ­ говорит Анатолий Носов, директор ЗАО «Белоречье».

В поселке Тимирязева сейчас целых четыре сельхозпредприятия. Появились они в результате реформирования знаменитого колхоза миллионера в 1990 е годы. «Белоречье» ­ одно из них.

­ Благодаря льну колхоз и миллионером стал, ­ продолжает Анатолий Федорович, ­ огромные площади засевались. Председатель Иван Абрамович Емельянов звание Героя Соцтруда получил за лен. Всего в нашем колхозе было четыре Героя Социалистического Труда. Так вот трое из них отмечены за достижения в производстве этой культуры. А сколько наград получили другие колхозники, работавшие на льняных полях!

Анатолий Федорович об этой культуре вспоминает с ностальгией. Сам он проработал в колхозе много лет.

­ Трудились на льне ударно, ­ вспоминает Анатолий Носов. ­ Не только полеводы, но и все специалисты, бухгалтерия. Каждый вечер после работы грузили лен в машины, по ночам семена сортировали. Помню, мы, молодые специалисты, отправились на вязку льна. Дневная норма ­ 350­400 снопов. А наши передовые бабушки, которые вместе с нами тогда на поле вышли, навязали по тысяче! Они почти не отдыхали. Мы только удивлялись.

Гребень, прялка и трепало

Утварь, с помощью которой стебли растений превращались в нитки и ткань, можно увидеть в тимирязевском школьном музее.

­ Вот трепало, ­ показывает учитель технологии Андрей Беляев. ­ Им костру, жесткую часть стебля, обивали. Костру убирают, льноволокно остается. Чем длиннее лен, тем дороже.

Музей появился в поселке стараниями многих жителей, которые принесли вещи из сундуков и с чердаков. А началось все с районного конкурса социальных проектов.

­ В прошлом году мы представили проект под названием «И зацветет, как в сказке, синий лен», ­ рассказывают педагоги Светлана Рябинина и Эльмира Аскарова. ­ И победили. В результате появились музей, выставка репродукций картин русских художников, где изображено это растение. Школьники писали исследовательские работы. Темы различные: лен в русском фольклоре, в творчестве художников и писаталей, в медицине и т. д.

Но на этом дети и учителя не остановились. Они собственными руками вырастили забытую сельхозкультуру на школьном участке. Ребята изучили все стадии льнопроизводства.

­ Интересно было, это же для нас дело совершенно новое, ­ говорят Юля Рябова и Ира Забелкина. ­ Сноп завязывается специальным узлом и для сушки ставится в бабки. Бабка ­ это несколько снопов. Вот так, шалашиком. А до этого, когда лен взошел и подрос, мы все ждали, когда он зацветет. К окнам бегали ­ вон там, из спортзала, участок видно…

Так получилось, что цветущий лен порадовал тимирязевским школьникам и глаз, и кошелек. В Городце, на Дне города, голубые букетики раскупались на ура! Видимо, у многих ностальгия…

Длиннее волокно – больше проблем

Итак, лен ­ уже музейный экспонат. Сейчас в Городецком районе его не выращивают. Да и в области лишь немногие хозяйства сохранили эту культуру в небольших объемах.

А когда­то Россия была лидером по производствву льна­долгунца. 80 процентов ­ такова была ее доля в мировом сборе.

­ Невыгодно заниматься льном, ­ говорит Анатолий Носов. ­ Цены на волокно очень низкие. И это в течение многих лет. Да и материально­техническая база льноводства утрачена…

Передовиком, если можно так сказать, по производству льна в нашей области стало ОАО «Ильино­Заборское» Семеновского городского округа. Оно единственное на Нижегородчине элитно­семеноводческое хозяйство по льну. Культурой ежегодно занято порядка 250 гектаров.

­ Мы производим не только тресту, но и семена, ­ объясняет директор «Ильино­Заборского» Алексей Степанов. ­ Производство элитных семян позволяет получать государственные дотации. За счет этого имеем по льну пусть небольшую, но рентабельность…

Что касается льноволокна, то здесь большая проблема – сбыт. Оно не сильно востребовано. До кризиса 2008 года льнозаводы по более менее сходным ценам продавали его за границу. Когда начался кризис, цены упали примерно в два раза. Конечно, это отразилось и на селянах, которые сдают на заводы свою продукцию.

Другой аспект проблемы сбыта ­ перерабатывающих предприятий катастрофически мало. В Нижегородской области работают льнозаводы в Шаранге, Ковернине, Тонкине, еще один здесь строится. Был когда­то завод в Городце, в Семенове, теперь ильинозаборцы свою продукцию возят в Ковернино. Мощности предприятия небольшие, а оборудование требует модернизации. Но далеко во­зить ­ растут расходы.

Льноволокно может быть длинным и коротким. Длинное, которое всегда шло на изготовление тонких красивых тканей, сейчас мало востребовано. В стране осталось совсем немного предприятий, которые изготавливают льняные ткани.

Короткое волокно идет на паклю, веревки…. Сельхозпроизводители вынуждены продавать длинное волокно по цене короткого, так как заводы принимают его только для изготовления вышеперечисленной продукции. Принимают, кстати, в объемах небольших.

Позиция сельхозпроизводителей однозначна ­ нужна эффективная государственная программа по возрождению льноводства. Иначе спустя какое­то время прекрасный голубой лен действительно станет цветком из сказки.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ
и из Интернета.

Городецкий район.

В некоторых регионах России льноводы живут за счет производства медицинской ваты. Она дает существенный доход и селянам, которые растят лен, и заводам, которые его перерабатывают. За последние десятилетия площади хлопковых полей тоже сильно сократились, и российский рынок обеспечен медицинской ватой всего на 30 процентов. Будь на Нижегородчине завод по ее производству, весь север области мог бы решить проблему со сбытом короткого льноволокна.