19_2012_16-1
Posted in Кругозор
15.05.2012

Леонид Гайдай: «Такого успеха предположить не мог…»

Как говорил после премьеры режиссер Леонид Гайдай: «Я знал, что фильм получился веселый, но такого успеха предположить не мог». И сегодня показ этой ленты по телевизору собирает рекордные зрительские рейтинги. Думали, старичье молодость вспоминает. Провели опрос и с удивлением узнали, что основной зритель ­ от 18 до 35 лет…

Шампанское
за выдумку

15 июня 1965 года в творче­ское объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и Мориса Слобод­ского. Вдохновленные успехом кинокомедии «Операция «Ы»», они попросту придумывали новые похождения Шурика ­ Александра Демьяненко. Будущий сценарий носил название «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В первой ­ «Кавказской пленнице» ­ речь шла о том, как студентка Нина приехала на каникулы к родственникам на Кавказ, но была похищена местным начальником. Но Шурик вызволяет девушку из рук похитителя.

Во второй новелле ­ «Снежный человек и другие» ­ сюжет был такой: научная экспедиция под руководством видного ученого ищет в горах снежного человека. Но группа даже не догадывается, что за снежного человека себя выдает троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают прохиндеев.

26 октября сценарно­редакционная коллегия вновь собралась на заседание, чтобы обсудить сценарий под названием «Шурик в горах». На этот раз он представлял собой сценарий полнометражного фильма (новелл в нем уже не было), сюжет которого строился вокруг похищения девушки.

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы ­ Юрий Никулин и Евгений Моргунов ­ отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это ­ спекуляция на тройке». Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.

Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык.

Тем не менее на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого…

Говорят, что в итоге Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов ­ 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше своих партнеров.

Троица против Фантомаса

Как вы помните, начинается фильм с появления Шурика на осле. Благодаря фильму стала знаменитой ослица Люся, это на ней ехал Шурик. Она умерла три года назад, а родилась в 1948 г. в Средней Азии.

Средняя продолжительность жизни ослов – от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Вот и получается, что Люся прожила жизнь до своего векового предела.

Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в
«9 роте».

Артист Владимир Этуш рассказывал: «Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти – стоит, стоять – идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он – скотина умная – знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны, чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда­то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из­за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели – Вицина, Моргунова и Никулина, то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

Картина Леонида Гайдая заняла четвертое место среди абсолютных лидеров советского проката ­ в год выхода на экраны ее посмотрели более 76 миллионов зрителей. Знаменитая кинотроица в исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина плюс примкнувшие к ним Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян и Владимир Этуш переиграли таких мастеров комедии, как Луи де Фюнес и Жан Маре.

На «Кавказскую пленницу» было продано на 30 миллионов билетов больше, чем на популярные французские кинокомедии «Фантомас» и «Фантомас разбушевался».

Студентка, комсомолка и вообще…

Долго не могли найти актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше пятисот фотопроб.

Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий Юнгвальд­Хилькевич (будущий автор «д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушку­канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.

С первых же кинопроб Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти ­ это у нее надо спросить», ­ удивлялся Александр Демьяненко.

Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, ­ вспоминал Гайдай, ­ но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».

С кавказским акцентом

В «Кавказской пленнице» немало актерских удач. Прекрасно сыграл роль Саахова Владимир Этуш. В противовес веселой тройке для создания большего комического эффекта он был на экране все время серьезен.

­ Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым, пародийным, ­ рассказывал Этуш. ­ Я понимал его. Но не мог с этим согласиться. Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда Саахова, незадачливого жениха, героиня фильма Нина обливает вином. Гайдай предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который, однако, лишь подчеркивал мою серьезность, и это ­ я был счастлив убедиться ­ дало нужный комический эффект…

Внешне ­ по жестам, мимике, голосу ­ я играл конкретного человека. Своего хорошего знакомого, живущего в одной из кавказских республик. «Рисунок» роли я списал с него. И очень беспокоился, как бы он не узнал себя и не обиделся. Этот мой знакомый, кстати, был на просмотре фильма и не узнал себя. Очень хвалил фильм и сказал: «Слюшай, замэчатэльно! Как похожэ, как похожэ! Я сам знал таких, такие у нас на Кавказе в Нагорном Карабахе живут!..

Другой мой приятель – к тому времени я уже сыграл кавказцев в нескольких фильмах – советовал: «Ты на Кавказ не езжай – тебя там убьют». А когда я сыграл Саахова, этот же товарищ сказал: «Ну вот, теперь тебе и на Кавказ не надо ехать – они тебя в Москве убьют». Разрешилось все мирно, на рынке. Меня очень дружелюбно приняли. Угощали наперебой…

Разобрали на цитаты

Оригинальная комедия «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» завораживает своим колким юмором, атмосферой веселья и красивыми горными пейзажами Кавказа. Так случилось, что многие реплики и тосты из киноленты растащили на цитаты: «Птичку жалко…»; «Мементо мори». ­ «Моментально в море»; «Короче, Склихасовский!..»; «Бамбарбия, кергуду», «Жить, как говорится, хорошо». ­ «А хорошо жить ­ еще лучше»; «Я, извините, переоденусь». ­ «Не беспокойся, в морге тебя переоденут!»

Летучая фраза «Шляп сними!», как и многие другие, родилась по ходу съемок.

В чем же секрет такого многолетнего успеха? Ведь фильмы, в отличие от книг и театральных спектаклей, довольно быстро устаревают. Вряд ли современный зритель понимает, в чем, собственно, хохма в диалоге героев Никулина и Фрунзика Мкртчяна: «Это, как его, волюнтаризм». ­ «В моем доме не выражаться!» Слово как слово. А между тем «волюнтаризмом» клеймили в СССР период правления Никиты Хрущева, снятого с должности первого секретаря ЦК КПСС за несколько лет до выхода фильма. Такой вот кинокукиш в кармане от Гайдая.

Поклонникам картины стоит только порадоваться тому, что у Генерального секретаря ЦК КПСС оказалось неплохое чувство юмора и «кукиш» Гайдая его не смутил. Скорее, даже позабавил. Осталась в фильме и довольно крамольная по тем временам фраза о том, что, мол, в соседнем районе украли члена партии.

Оксана СОЛОВЬЕВА.