Леонид Гайдай: «Такого успеха предположить не мог…»
Как говорил после премьеры режиссер Леонид Гайдай: «Я знал, что фильм получился веселый, но такого успеха предположить не мог». И сегодня показ этой ленты по телевизору собирает рекордные зрительские рейтинги. Думали, старичье молодость вспоминает. Провели опрос и с удивлением узнали, что основной зритель от 18 до 35 лет…
Шампанское
за выдумку
15 июня 1965 года в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и Мориса Слободского. Вдохновленные успехом кинокомедии «Операция «Ы»», они попросту придумывали новые похождения Шурика Александра Демьяненко. Будущий сценарий носил название «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В первой «Кавказской пленнице» речь шла о том, как студентка Нина приехала на каникулы к родственникам на Кавказ, но была похищена местным начальником. Но Шурик вызволяет девушку из рук похитителя.
Во второй новелле «Снежный человек и другие» сюжет был такой: научная экспедиция под руководством видного ученого ищет в горах снежного человека. Но группа даже не догадывается, что за снежного человека себя выдает троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают прохиндеев.
26 октября сценарноредакционная коллегия вновь собралась на заседание, чтобы обсудить сценарий под названием «Шурик в горах». На этот раз он представлял собой сценарий полнометражного фильма (новелл в нем уже не было), сюжет которого строился вокруг похищения девушки.
Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы Юрий Никулин и Евгений Моргунов отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это спекуляция на тройке». Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.
Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык.
Тем не менее на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого…
Говорят, что в итоге Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше своих партнеров.
Троица против Фантомаса
Как вы помните, начинается фильм с появления Шурика на осле. Благодаря фильму стала знаменитой ослица Люся, это на ней ехал Шурик. Она умерла три года назад, а родилась в 1948 г. в Средней Азии.
Средняя продолжительность жизни ослов – от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Вот и получается, что Люся прожила жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в
«9 роте».
Артист Владимир Этуш рассказывал: «Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти – стоит, стоять – идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он – скотина умная – знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны, чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало кудато за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И изза поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели – Вицина, Моргунова и Никулина, то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».
Картина Леонида Гайдая заняла четвертое место среди абсолютных лидеров советского проката в год выхода на экраны ее посмотрели более 76 миллионов зрителей. Знаменитая кинотроица в исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина плюс примкнувшие к ним Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян и Владимир Этуш переиграли таких мастеров комедии, как Луи де Фюнес и Жан Маре.
На «Кавказскую пленницу» было продано на 30 миллионов билетов больше, чем на популярные французские кинокомедии «Фантомас» и «Фантомас разбушевался».
Студентка, комсомолка и вообще…
Долго не могли найти актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше пятисот фотопроб.
Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий ЮнгвальдХилькевич (будущий автор «д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушкуканатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.
С первых же кинопроб Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти это у нее надо спросить», удивлялся Александр Демьяненко.
Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, вспоминал Гайдай, но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».
С кавказским акцентом
В «Кавказской пленнице» немало актерских удач. Прекрасно сыграл роль Саахова Владимир Этуш. В противовес веселой тройке для создания большего комического эффекта он был на экране все время серьезен.
Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым, пародийным, рассказывал Этуш. Я понимал его. Но не мог с этим согласиться. Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда Саахова, незадачливого жениха, героиня фильма Нина обливает вином. Гайдай предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который, однако, лишь подчеркивал мою серьезность, и это я был счастлив убедиться дало нужный комический эффект…
Внешне по жестам, мимике, голосу я играл конкретного человека. Своего хорошего знакомого, живущего в одной из кавказских республик. «Рисунок» роли я списал с него. И очень беспокоился, как бы он не узнал себя и не обиделся. Этот мой знакомый, кстати, был на просмотре фильма и не узнал себя. Очень хвалил фильм и сказал: «Слюшай, замэчатэльно! Как похожэ, как похожэ! Я сам знал таких, такие у нас на Кавказе в Нагорном Карабахе живут!..
Другой мой приятель – к тому времени я уже сыграл кавказцев в нескольких фильмах – советовал: «Ты на Кавказ не езжай – тебя там убьют». А когда я сыграл Саахова, этот же товарищ сказал: «Ну вот, теперь тебе и на Кавказ не надо ехать – они тебя в Москве убьют». Разрешилось все мирно, на рынке. Меня очень дружелюбно приняли. Угощали наперебой…
Разобрали на цитаты
Оригинальная комедия «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» завораживает своим колким юмором, атмосферой веселья и красивыми горными пейзажами Кавказа. Так случилось, что многие реплики и тосты из киноленты растащили на цитаты: «Птичку жалко…»; «Мементо мори». «Моментально в море»; «Короче, Склихасовский!..»; «Бамбарбия, кергуду», «Жить, как говорится, хорошо». «А хорошо жить еще лучше»; «Я, извините, переоденусь». «Не беспокойся, в морге тебя переоденут!»
Летучая фраза «Шляп сними!», как и многие другие, родилась по ходу съемок.
В чем же секрет такого многолетнего успеха? Ведь фильмы, в отличие от книг и театральных спектаклей, довольно быстро устаревают. Вряд ли современный зритель понимает, в чем, собственно, хохма в диалоге героев Никулина и Фрунзика Мкртчяна: «Это, как его, волюнтаризм». «В моем доме не выражаться!» Слово как слово. А между тем «волюнтаризмом» клеймили в СССР период правления Никиты Хрущева, снятого с должности первого секретаря ЦК КПСС за несколько лет до выхода фильма. Такой вот кинокукиш в кармане от Гайдая.
Поклонникам картины стоит только порадоваться тому, что у Генерального секретаря ЦК КПСС оказалось неплохое чувство юмора и «кукиш» Гайдая его не смутил. Скорее, даже позабавил. Осталась в фильме и довольно крамольная по тем временам фраза о том, что, мол, в соседнем районе украли члена партии.
Оксана СОЛОВЬЕВА.