Чкалов вернулся домой
В музее Чкалова сейчас идет реставрация. Летом здесь будет наплыв гостей. Круглая дата: 75 летие перелета чкаловского экипажа через Северный полюс в Америку.
Пять лет назад шли работы по расширению ангара и, по сути, было выстроено новое хранилище самолетов. На этот раз полностью приводится в порядок родительский дом летчика. Ободрана штукатурка со стен, укреплен фундамент. Дом всегда доставляет много хлопот: он стоит на откосе, одна его сторона пребывает в тени, а другая на солнце, вот его и коробит.
Ремонт идет по графику все, что задумано, делается. Директор музея Сергей Владимирович Николичев спокоен к сроку успеют, так что музей встретит гостей в обновленном виде.
Признаемся, мы поспешили. Обычно подарки преподносят в день торжеств, но до них еще далековато, а мы уже тут… Но умысел в торопливости был. В круговороте праздника и не найдешь времени, чтобы вручить подарок. Лучше раньше…
Нижегородский коллекционер Леонид Леонидович КрайновРытов привез в дар музею картину: «Чкалов рассказывает сыну о перелете». Когдато картина досталась коллекционеру от автора художника Бориса Саввича Кротикова и три десятка лет хранилась. И вот Леонид Леонидович посчитал, что в музее картине самое место.
Борис Саввич Кротиков художник не очень известный. Он родом из Городца. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, оформлял театральные постановки. Еще учась в Нижегородском художественном техникуме, он выставлял свои произведения на выставках Ассоциации художников революции. Первая персональная выставка прошла в Городце в 1931 году. А через девять лет его приняли в Союз художников России.
Сегодня картины Бориса Саввича Кротикова хранятся в музеях Городца, Нижнего Новгорода, Суздаля, Москвы и во многих частных коллекциях.
Бросок чкаловского экипажа через полюс вдохновил многих художников, в том числе и Бориса Саввича. Он написал небольшую жанровую картину с простым сюжетом: отец рассказывает малолетнему сыну о том, как они летели в Америку. В раскрытое окно видна вечерняя Волга, и действие происходит, видимо, в Василеве, куда отец и сын приехали погостить.
На картине нет даты ее исполнения, но, вероятнее всего, она написана по свежим следам события – в 1937 году.
Директор музея пообещал, что картина не будет спрятана в запасники, ее обязательно увидят зрители. Или она займет место в постоянной экспозиции, или время от времени будет появляться на сменяемых выставках.
Вячеслав ФЕДОРОВ.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.