18_2012_11-1
Posted in проблема
15.05.2012

Не сломайте посох

– В новой Шараповской школе не нашлось места для музея, – начинает рассказ Василий Агафонов, бывший прежде директором этой школы. – Хотя, правду сказать, там и для некоторых других кабинетов тоже не нашлось места. Например, для пионерской комнаты. Есть тому и объективные причины – по проекту школа должна быть двухэтажной, но из­за нехватки средств второй этаж так и не был построен. Вот музей и оказался лишним. Хотя это очень прискорбно…

Действительно жаль, что музею, ведущему свою историю в школьных стенах еще с конца 1960 х годов, пришлось поменять «место жительства». Нужнее­то всего он именно детям, школьникам. Ведь, как утверждал Виктор Астафьев, именно память – это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути.

Ребятишки же этот путь только начинают, можно ли лишать их жизненных ориентиров? Не случайно ведь появилось такое понятие, как «музейная педагогика».

Появилась экспозиция в селе Шарапове стараниями учителя истории Ивана Васильевича Рамзаева еще в 1969 году. Поначалу музей располагался в старой деревянной школе. Но после пожара экспонатам пришлось пережить много переездов. Василий Петрович Агафонов со своими учениками старательно сохраняли экспозицию, помня пушкинскую фразу: «Музей ­ это не дань моде, это память о славных делах прошлых поколений».

Разные темы отражают собранные здесь вещи. Но село всегда жило трудом, поэтому кустарные промыслы, работа камнерезной артели и история колхоза все же на первом плане.

– Мы с ребятишками много работы провели по изучению истории хозяйства, – вспоминает Василий Агафонов, который и сейчас выполняет функции директора музея. – Обработали множество документов. Вот выписки из самого первого устава. А вот список первых колхозников 1931 года (тогда и образовался колхоз). Их было 16 человек. Сумели найти несколько фотографий. Мы проследили судьбу всех председателей, начиная с первого – Ивана Костюнина. Нынешний – Павел Белянинов ­ уже 15­й. Экспозиция очень популярна у сельчан. Ведь с колхозом связана жизнь каждого из них…

Неудивительно, что «бездом­ный» музей принял под свое крыло именно СПК «Рассвет». Павел Белянинов выделил для экспозиции помещение, помог перевезти экспонаты. Планирует отдать музею еще одну комнату.

– Вот наведем порядок, сделаем ремонт и начнем расширять экспозицию. Музей мы не бросим, – говорит Павел Александрович, – потому что не хотим, чтобы пропала история села. Вот Агафонов старается, а если б не он, многое уже было бы утеряно. Очень важно, чтобы ребятишки ходили сюда и узнавали, чем и как жили шараповцы в разные годы.

– В каждом селе есть что рассказать и что показать. Но где нет музея, все накопленное может растеряться, – поддерживает уроженец Шарапова, заместитель начальника районного управления АПК Николай Кожокин. ­ Даже ценные вещи в металлолом уходят. А забывается история деревень очень быстро. Мало кто помнит сейчас, что у нас были ветряные мельницы. Да и название улицы ­ Мельничный поселок ­ уже не каждый свяжет с реальным местом, где они стояли. Музей же это хранит. Еще «Полевая» церковь у нас недалеко была. Такое нечасто встречается. Сейчас и обломков не найти, но память о «Полевой» хранится здесь…

Самые старинные экспонаты музея – это каменные и железные орудия труда, особая ценность которых в том, что найдены они при раскопках в окрестностях села.

Шараповский музей особенный. Здесь никого не заставляют ходить по струнке и держаться подальше от экспонатов. В этом музее можно все трогать руками, выяснять, как это устроено и из чего сделано. Василий Петрович Агафонов убежден, что только так и должно быть. Ребятишки отвечают на доверие аккуратностью – не было еще случая, чтобы что­то сломали или не положили на место. С удовольствием рассматривают и берут в руки простой крестьянский цеп для молотьбы. Немалое удивление вызывает легенда о нем, которую в Шарапове передавали из поколения в поколение.

Во времена монголо­татарского нашествия в поле у села работала семья (муж, жена и ребенок). Подъехала четверка всадников. Затеяли грабить землепашцев. Мужчина сказал своим: «Отходите к овражку». А в руках у него был цеп, с его помощью он всех конников одолел. Семью оборонил да и коней по праву победителя в хозяйство взял. Тогда мужики хорошо владели древнеславянской борьбой «Слада», так что в умелых руках и цеп не хуже меча. Куда там китайским нунчакам до него.

Ребятишки слушают легенду, затаив дыхание. Ведь это не какой­то заморский Брюс Ли, а свой, шараповский мужик бился почти как былинный богатырь. А без музея и эта история могла бы забыться.

Особый угол здесь занимает табак. Этому растению в Шарапове до сих пор почет и уважение. Он сыграл в истории села спасительную роль. Во время войны и после нее только им люди и выжили. Растили и продавали в Горьком с большим прибытком. Одолеть на салазках путь почти в две сотни верст – дело непростое, но выменять на табак можно было многое. Старожилы, увидев в музее «табачный угол», улыбаются, вспоминая то время.

– Вот резка, которой листья табака разрезали, вот пест, чем его толкли, вот решета специальные, через которые его просеивали, мешая корни с листом. Это чтоб табак не особенно крепок был, один­то ведь лист не курнешь – слишком забористо, – продолжает экскурсию Василий Петрович. – Специалисты по самосаду у нас были знатные. Да я и сам даже теперь, если надо, сделаю табачку. Конечно, сейчас многие предпочитают покупные сигареты, но все же остались в селе мужики, считающие, что уж если курить, то только самосад, ведь кто знает, чего в сигареты натолкли, а тут все свое…

В округе до сих пор присказка ходит, что шараповцы на табаке сделаны. Его ж сушили на печи – там же, где и спали. И это тоже история села, из песни слова не выкинешь.

По сути, музей может уже называться Шараповским сельским краеведческим, хотя по документам все еще числится пришкольным.

А Агафонов собирается написать книгу об истории села. Надеется, что колхоз поможет ее издать. Наверняка каждый житель Шарапова захочет иметь такую в библиотеке.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Шатковский район.