17_2012_12-1
14.05.2012

Человек, который любит

Из армии ­ в культуру

В Старых Краях жизнь текла тихо и размеренно. Даже слишком тихо. Ни праздников, ни концертов ­ клуб не работал. Старинное здание, принадлежавшее до революции зажиточному крестьянину, обветшало, окна были выбиты, двери покорежены. Пришел из армии Сергей Петров, и обида его взяла. Ни денечка не отдохнув, пошел он и попросился на работу в клуб.

С новым директором изменилось все в старом доме. Собрал Сергей молодежь, ремонт вместе сделали. Тут как раз круглая дата ­ 400 лет родной деревне. Петров впервые в ее истории организовал День деревни. Потом и престольные праздники стали широко отмечать. А однажды на Михайлов день познакомился молодой директор клуба с красавицей по имени Ольга. Родом она оказалась из Кировской области, оттуда на гулянье пришла.

­ Кировская область всего­то в полукилометре отсюда, ­ смеется Ольга Петрова. ­ Почти двадцать лет я в Краях живу. Трое детей у нас с Сергеем: Лена, Саша и вот Варюша.

Петровы ­ семья музыкальная, певучая. Песни исполняют и народные, и эстрадные. Конечно, на марийском языке.

Требуется учитель марийского

­ Меня с детства мучил вопрос, ­ рассказывает Сергей Петров. ­ Почему я, мариец, родного языка в школе не изучаю? У нас в Краях, когда я был маленький, все говорили только по марийски. Когда пошел в первый класс, русского языка не знал, только в школе стал его изучать. И Ольга так же. А сейчас дошло до того, что в исконных марийских деревнях родную речь не услышишь.

Поэтому Сергей Дмитриевич уже несколько лет пытается осуществить еще одну свою идею ­ сделать так, чтобы в школах, где учатся марийские дети, преподавали национальный язык, хотя бы факультативно. Пока понимания он не находит.

­ Язык, на котором говорят жители Старых Краев, очень легко утратить, ­ сокрушается директор Старокраинского клуба. ­ На нем говорит совсем немного людей: марийцы Нижегородской области, части Кировской… Как известно, есть «горный» язык мари и «луговой». Наш относится к горному, но у нас свой, северо­западный диалект. На нем выпущено всего три книги: два словаря вышли в 1971 году и десять лет назад в Йошкар­Оле издали словарь. И все! А дети хотят изучать родной язык.

В Тонкинском районе, по переписи 2002 года, жило 600 марийцев. Две деревни ­ Старые Краи и Типайки ­ чисто марийские.

В клубе у Сергея Дмитриевича работает кружок «Краевед». Дети собирают легенды, предания, записывают марийские обряды и сведения об особенностях быта.

­ Известна, например, легенда о происхождении села Типайки, ­ рассказывает Сергей Петров. ­ Были два брата ­ Типай и Савватей. В тех местах, где они жили, свирепствовала чума, и братья вместе с семьями надумали уйти на новое место и основать деревню. Решили так: гнать лошадей, пока дуга в упряжке не лопнет. В первый раз она лопнула в Кировской области, где сейчас деревня Горелые Поляны. Но место братьям не понравилось. Починили дугу ­ дальше поехали. Сломалась она здесь, в Типайках.

В 1846 году в Старых Краях построили церковь. С тех пор стали отмечать в округе престольные православные праздники. Нужно сказать, что сельская община неохотно выделила землю под строительство: боялись, появится православный храм ­ забудут люди свою веру.

­ Так и получилось, ­ объясняет Сергей Дмитриевич. ­ Даже насильно крестили, мне старики рассказывали. Марийцы ­ язычники. Молились своим богам в священных рощах, варили мясо в жертвенных котлах. У нас в округе четыре священные рощи, сейчас они объявлены памятниками природы. Одна роща называется Кереметище. С ней связан интересный случай. Во время моления один человек (его сын в нашей деревне жил, он и рассказывал) осквернил рощу, выстрелил в жертвенный котел. На оскверненном месте решили больше не молиться. Сделали чучело ­ символ Бога, выбрали другую рощу в Шарангском районе и пошли к ней все прямо­прямо, не по дороге: река на пути ­ так река, поле ­ так поле. Шли не сворачивая. Это был первый раз в известной нам истории, чтобы перенесли место моления.

В Старокраинском клубе Сергей Дмитриевич вместе со школьниками создал музей марийской культуры. Здесь предметы быта, орудия труда ­ экспонатов множество, всем селом собирали. В музее часто исполняет свои песни фольклорный коллектив «Изи памаш» («Маленький родник»). Он появился тоже с легкой руки Сергея Петрова.

Гусли ­ женский инструмент

«Изи памаш» организовали 15 лет назад. И нельзя не сказать об условиях, в которых репетируют и выступают дети. Старокраинскому клубу требуется серьезный ремонт: здание покосилось, крыша течет, в комнате, где расположен музей, с потолка падают сгнившие доски. Третий год ходит Петров по инстанциям, но пока желанный ремонт ­ нечто из области фантастики.

Тем не менее клуб работает, фольклорный ансамбль успешно выступает. «Изи памаш» участвует и побеждает не только в районных конкурсах, но и в межрегиональных и международных фестивалях марийской культуры. Дети из Старых Краев не раз бывали в Йошкар­Оле и Козьмодемьянске. Дважды по приглашению министерства культуры Республики Марий­Эл «Изи памаш» выезжал в международный финно­угорский лагерь. А недавняя солистка ансамбля Валя Хлебникова уже третий год учится в Йошкар­Оле в школе­интернате для одаренных детей. Она играет на… гуслях.

­ Раньше ее бабушка у нас в клубе выступала, ­ поясняет Сергей Дмитриевич. ­ Я специально в Москву ездил, купил ей хорошие гусли. Потом внучка традицию продолжила. Раньше у нас в деревне все женщины на гуслях играли, а мужчины ­ на гармошках.

Существует межрегиональная программа по сохранению марийской культуры, к разработке и осуществлению которой приложил руку и Петров. В программе два основных фестиваля ­ «Эх, Семеновна! По марийски!» и детской эстрадной песни.

В этом году межрегиональный детский фестиваль эстрадной марийской песни «Ший онкыр» («Серебряный колокольчик») пройдет в селе Старые Краи, в старом, видавшем виды клубе. Но все равно праздник удастся, ведь за дело берется Петров. И почему­то верится, что однажды в местной школе появится учитель марийского языка. Может быть, это случится, когда пойдет в школу дочка Сергея Дмитриевича Варя, которую он очень любит?

У меня создалось впечатление, что любовь ­ главное свойство души Сергея Петрова. Он любит свою семью, родную деревню, свою культуру и, наверное, всю нашу огромную землю со множеством сел, городов и людей, поющих на разных языках.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото автора
и Надежды ЗАРОВНЯЕВОЙ.

Тонкинский район.