Человек, который любит
-
Из армии в культуру
В Старых Краях жизнь текла тихо и размеренно. Даже слишком тихо. Ни праздников, ни концертов клуб не работал. Старинное здание, принадлежавшее до революции зажиточному крестьянину, обветшало, окна были выбиты, двери покорежены. Пришел из армии Сергей Петров, и обида его взяла. Ни денечка не отдохнув, пошел он и попросился на работу в клуб.
С новым директором изменилось все в старом доме. Собрал Сергей молодежь, ремонт вместе сделали. Тут как раз круглая дата 400 лет родной деревне. Петров впервые в ее истории организовал День деревни. Потом и престольные праздники стали широко отмечать. А однажды на Михайлов день познакомился молодой директор клуба с красавицей по имени Ольга. Родом она оказалась из Кировской области, оттуда на гулянье пришла.
Кировская область всегото в полукилометре отсюда, смеется Ольга Петрова. Почти двадцать лет я в Краях живу. Трое детей у нас с Сергеем: Лена, Саша и вот Варюша.
Петровы семья музыкальная, певучая. Песни исполняют и народные, и эстрадные. Конечно, на марийском языке.
Требуется учитель марийского
Меня с детства мучил вопрос, рассказывает Сергей Петров. Почему я, мариец, родного языка в школе не изучаю? У нас в Краях, когда я был маленький, все говорили только по марийски. Когда пошел в первый класс, русского языка не знал, только в школе стал его изучать. И Ольга так же. А сейчас дошло до того, что в исконных марийских деревнях родную речь не услышишь.
Поэтому Сергей Дмитриевич уже несколько лет пытается осуществить еще одну свою идею сделать так, чтобы в школах, где учатся марийские дети, преподавали национальный язык, хотя бы факультативно. Пока понимания он не находит.
Язык, на котором говорят жители Старых Краев, очень легко утратить, сокрушается директор Старокраинского клуба. На нем говорит совсем немного людей: марийцы Нижегородской области, части Кировской… Как известно, есть «горный» язык мари и «луговой». Наш относится к горному, но у нас свой, северозападный диалект. На нем выпущено всего три книги: два словаря вышли в 1971 году и десять лет назад в ЙошкарОле издали словарь. И все! А дети хотят изучать родной язык.
В Тонкинском районе, по переписи 2002 года, жило 600 марийцев. Две деревни Старые Краи и Типайки чисто марийские.
В клубе у Сергея Дмитриевича работает кружок «Краевед». Дети собирают легенды, предания, записывают марийские обряды и сведения об особенностях быта.
Известна, например, легенда о происхождении села Типайки, рассказывает Сергей Петров. Были два брата Типай и Савватей. В тех местах, где они жили, свирепствовала чума, и братья вместе с семьями надумали уйти на новое место и основать деревню. Решили так: гнать лошадей, пока дуга в упряжке не лопнет. В первый раз она лопнула в Кировской области, где сейчас деревня Горелые Поляны. Но место братьям не понравилось. Починили дугу дальше поехали. Сломалась она здесь, в Типайках.
В 1846 году в Старых Краях построили церковь. С тех пор стали отмечать в округе престольные православные праздники. Нужно сказать, что сельская община неохотно выделила землю под строительство: боялись, появится православный храм забудут люди свою веру.
Так и получилось, объясняет Сергей Дмитриевич. Даже насильно крестили, мне старики рассказывали. Марийцы язычники. Молились своим богам в священных рощах, варили мясо в жертвенных котлах. У нас в округе четыре священные рощи, сейчас они объявлены памятниками природы. Одна роща называется Кереметище. С ней связан интересный случай. Во время моления один человек (его сын в нашей деревне жил, он и рассказывал) осквернил рощу, выстрелил в жертвенный котел. На оскверненном месте решили больше не молиться. Сделали чучело символ Бога, выбрали другую рощу в Шарангском районе и пошли к ней все прямопрямо, не по дороге: река на пути так река, поле так поле. Шли не сворачивая. Это был первый раз в известной нам истории, чтобы перенесли место моления.
В Старокраинском клубе Сергей Дмитриевич вместе со школьниками создал музей марийской культуры. Здесь предметы быта, орудия труда экспонатов множество, всем селом собирали. В музее часто исполняет свои песни фольклорный коллектив «Изи памаш» («Маленький родник»). Он появился тоже с легкой руки Сергея Петрова.
Гусли женский инструмент
«Изи памаш» организовали 15 лет назад. И нельзя не сказать об условиях, в которых репетируют и выступают дети. Старокраинскому клубу требуется серьезный ремонт: здание покосилось, крыша течет, в комнате, где расположен музей, с потолка падают сгнившие доски. Третий год ходит Петров по инстанциям, но пока желанный ремонт нечто из области фантастики.
Тем не менее клуб работает, фольклорный ансамбль успешно выступает. «Изи памаш» участвует и побеждает не только в районных конкурсах, но и в межрегиональных и международных фестивалях марийской культуры. Дети из Старых Краев не раз бывали в ЙошкарОле и Козьмодемьянске. Дважды по приглашению министерства культуры Республики МарийЭл «Изи памаш» выезжал в международный финноугорский лагерь. А недавняя солистка ансамбля Валя Хлебникова уже третий год учится в ЙошкарОле в школеинтернате для одаренных детей. Она играет на… гуслях.
Раньше ее бабушка у нас в клубе выступала, поясняет Сергей Дмитриевич. Я специально в Москву ездил, купил ей хорошие гусли. Потом внучка традицию продолжила. Раньше у нас в деревне все женщины на гуслях играли, а мужчины на гармошках.
Существует межрегиональная программа по сохранению марийской культуры, к разработке и осуществлению которой приложил руку и Петров. В программе два основных фестиваля «Эх, Семеновна! По марийски!» и детской эстрадной песни.
В этом году межрегиональный детский фестиваль эстрадной марийской песни «Ший онкыр» («Серебряный колокольчик») пройдет в селе Старые Краи, в старом, видавшем виды клубе. Но все равно праздник удастся, ведь за дело берется Петров. И почемуто верится, что однажды в местной школе появится учитель марийского языка. Может быть, это случится, когда пойдет в школу дочка Сергея Дмитриевича Варя, которую он очень любит?
У меня создалось впечатление, что любовь главное свойство души Сергея Петрова. Он любит свою семью, родную деревню, свою культуру и, наверное, всю нашу огромную землю со множеством сел, городов и людей, поющих на разных языках.
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото автора
и Надежды ЗАРОВНЯЕВОЙ.
-
Тонкинский район.
-