Posted in Семья
10.04.2012

Не делайте уроки, родители

Такое письмо пришло в адрес нашей редакции. Мы порадовались, что советы, которые дает наш психолог, востребованы читателями. Мы ждем от вас новых вопросов. А на те, что заданы в письме, отвечает Екатерина Михайлова, педагог­психолог областного центра помощи семье и детям «Журавушка».

Существуют три составляющих готовности ребенка к школе. Это так называемые интеллектуальный, мотивационный и коммуникативный компоненты.

Ребенок должен твердо знать свои имя, фамилию, отчество, дату рождения, имена, отчества и фамилии родителей.

Будущий первоклассник должен спокойно ориентироваться во временах года и днях недели. То есть отличать весну от осени, знать, что за понедельником идет вторник.

Как правило, тесты включают в себя задания на обобщение. То есть нужно знать наиболее распространенные обобщающие понятия и уметь назвать несколько слов, к ним относящихся (например, пять овощей, фруктов, цветов, транспортных средств и т. д.).

Родителям следует заранее обратить внимание на развитие у ребенка зрительно­моторной координации, то есть взаимодействия «глаз ­ рука». Речь идет о навыках переписывания, перерисовывания. Ведь в школе учитель часто что­то пишет на доске, и это требуется перенести в тетрадь.

Для дошкольника имеет значение уровень развития памяти. Как правило, при поступлении в школу дается тест ­ 10 слов, из которых после первого прочтения нужно запомнить 5­6.

При тренировке памяти стоит сделать акцент именно на слуховое восприятие.

Нужно сказать, что родители сейчас основное внимание обращают на интеллектуальный компонент, но он­то как раз не самый главный.

Если ребенок чего­то не знает, но у него хорошо развит мотивационный компонент, он с легкостью все наверстает.

Будущему первокласснику необходима мотивация. Он должен хотеть учиться, ему должно быть интересно узнавать что­то новое. А если писать и читать ребенок уже умеет, в школе ему будет неинтересно.

Есть понятие «внутренняя позиция школьника». Это состояние, когда ребенок ощущает себя на ступеньку выше, старше. Понимает, что у него появился новый статус, новые обязанности.

Мальчики и девочки должны понимать: учеба ­ их дело, за которое они отвечают.

Не делайте с детьми уроки, если они не обращаются к вам за помощью. Не стоит стоять над душой и спрашивать: «Ну как, тебе что­нибудь непонятно?»

Помогите ребенку в том случае, если он сам сделает несколько попыток решить задачку или пример. Не делайте работу за него. Пусть в ходу будут фразы: «До какого момента тебе не ясно?», «Ошибка где­то в этой части задания».

Хорошо бы перед школой четко определить зону его ответственности в доме. Например, сказать: «Ты ответственен за порядок на своем столе», и строго это контролировать.

Третий компонент ­ коммуникативный. Он вспомогательный, но от того, как он развит, будет зависеть, насколько комфортно будет ребенку в школе.

Научите его общаться со взрослыми и со сверстниками, резрешать конфликты. Для этого необходимо расширять свой круг общения и круг общения ребенка. Как родители общаются со своими сверстниками, так он будет общаться со своими.

Помните, первый класс ­ это новый, стрессовый период в жизни ребенка. Поэтому лето лучше посвятить отдыху, укреплению физического здоровья, а не обучению школьным предметам.