10.04.2012

На «скорой помощи» с Наташей Ростовой

Телефонный звонок разрезает тишину медицинского кабинета. Выражение лица фельдшера по приему и передаче вызовов Шатковского отделения скорой медицинской помощи Лидии Лебедевой неуловимо меняется. Теперь оно выражает только внимание и предельную собранность. Тревогу бьют воспитатели детского сада – пятилетняя девочка подавилась костью, и медсестра не может сама справиться с бедой. Теперь надежда только на «скорую помощь»…

Лидия Ивановна немедленно направляет дежурную бригаду по адресу. Не проходит и минуты, как медики спешат на выезд.

– Сегодня день спокойный, – чуть позже говорит фельдшер. – С начала утренней смены это всего второй вызов. А бывает, что бригадам (их у нас на линии, как минимум, две) и перекусить­то не удается – только вернутся с одного вызова, сразу же уезжают на следующий. В смену их бывает до двадцати. Учитывая, что район немаленький – расстояние до некоторых сел по 50 60 километров, нагрузка на наших фельдшеров и водителей ложится значительная.

По выражению старшего фельдшера Надежды Силячевой, для работы на «скорой» надо родиться. Так что коллектив в отделении особый, и отбор сюда пройти весьма непросто. Сейчас в штате отделения 8 бригад –
15 фельдшеров, 10 водителей и 4 санитара.

– В идеале бригаду должен возглавлять врач, – поясняет Надежда Геннадьевна. – Но это бывает редко. А значит, наш фельдшер не должен в квалификации врачу уступать. Так заведено. Персонал опытный, у многих стаж по 30 лет, да и молодое пополнение пришло грамотное, перспективное. Не припомню ситуаций, с которыми мы не смогли бы справиться.

А помимо прочих трудностей, медикам приходится преодолевать и бездорожье. Заметенная снегом улица глухой деревеньки, по которой даже «уазик» не в силах проехать, а нужный дом в полукилометре. С укладкой и парой чемоданчиков бригада пробирается к избушке по пояс в снегу. Но настоящим испытанием становится обратный путь с пациентом на носилках. Такая ситуация для сотрудников «скорой» привычна.

– Не каждый день, но такое случается, – говорит фельдшер Наташа Ростова (такая же хрупкая и утонченная, как толстовская героиня). – Мы не сетуем – работа у нас такая. Поэтому представить себе случай, подобный рязанской трагедии, нам просто невозможно. Мы всегда добираемся к пациенту через любые заносы и бездорожье.

Кстати, шатковские медики, не дожидаясь указаний сверху, стараются оптимизировать работу своего ОСМП, чтобы пациент получал помощь как можно быстрее. Этому активно способствуют районные власти. Достаточно пояснить, что за последние годы не был сокращен ни один сельский ФАП, их так и осталось 30. Опираясь на них, медики оптимизировали систему вызовов.

– Жители Шатков при необходимости звонят непосредственно диспетчеру ОСМП, а сельчане делают это через своего фельдшера, – пояснила начмед ЦРБ Надежда Садкова. – Фельдшер ФАПа население хорошо знает и помощь зачастую окажет даже быстрее прибытия «скорой». Ну а если больной нуждается в госпитализации или узкоспециализированной помощи, тогда выезжает бригада. Такая система довольно разумна и практикуется у нас уже несколько лет…

Свой подход шатковцы продемонстрировали и в организации работы бригад: в сутки у них две смены ­ дневная и ночная. В результате к больному приезжает полная сил бригада, не утомленная за сутки многочисленными вызовами.

Но ведь без должного технического и аппаратного оснащения помощь не окажешь. Машина «скорой» – сложнейший медицинский объект, в котором все должно быть предусмотрено для оказания экстренной помощи в любой ситуации. Этакая больница на выезде. И тут шатковцы на высоте. По мере сил стараниями главврача парк машин обновляется. Областная власть помогла ­ выделила району два реанимобиля классов А и Б. У бригад на вооружении есть дефибрилляторы, оборудование для проведения искусственной вентиляции легких, электрокардиографы.

Условия работы, да и география поездок «скорой помощи» зачастую самые неожиданные: улица, общественные места, праздничные гулянья, места дорожных происшествий, квартиры. По статистике, каждый третий из тысячи россиян хотя бы раз в год вызывает «скорую».

…И вновь в диспетчерской звонит телефон. Беременной женщине стало плохо. Наталья Ростова спешит к машине с красным крестом на борту. Занесенная снегом улица не пускает «скорую». Водитель Дмитрий Гаврин немедленно находит объезд – время дорого.

Наконец «уазик» подкатывает к воротам. Наташа уверенно входит в дом. Нам с Дмитрием остается только ждать. Когда она появляется на крыльце, на наш вопрос «Ну как?» отвечает: «Все в порядке».

А разве могло быть иначе?

Александр КУРИКОВ.