13_2012_17-1
Posted in Кругозор
30.03.2012

Трагедия, о которой не знали

Русских тут не ждали

Два десятка лет гниет под Мурманском легендарная атомная подлодка К­3, названная именем «Ленинский комсомол». Именно она 17 июля 1962 года впервые в истории советского флота достигла Северного полюса. Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба, сродни полету в космос Юрия Гагарина.

На Западе тогда не то что не ждали русских на полюсе, мало кто вообще верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Американский «Наутилус» пересек полюс 3 августа 1958 года, и с той поры наши заклятые друзья чувствовали себя на Севере комфортно, а Советский Союз оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подлодки США, находящейся в Арктике.

Тогдашний директор ЦРУ могущественный Ален Даллес лишился своего поста за то, что прошляпил северный поход русских. Именно в этот момент СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями. И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны.

На базе в Гремихе 21 июля субмарину встречал тогдашний глава государства Никита Хрущев, вручивший Звезды Героя Советского Союза старшему похода контр­адмиралу Алексею Петелину, капитану 2 го ранга Льву Жильцову и капитану 2 го ранга Рюрику Тимофееву. Еще раньше звания героя ­ впервые после войны ­ был удостоен первый командир К­3 капитан 1 го ранга Леонид Осипенко.

«Попасть в число первых офицеров атомохода было почти столь же престижно, как быть зачисленным в отряд космонавтов», ­ писал в своих воспоминаниях командир К­3 капитан 2 го ранга Лев Жильцов.

Но на этом триумфальные страницы истории лодки и ее экипажа закрываются. Открываются другие – трагические.

Мы были обречены

Через пять лет после покорения вершины планеты, 8 сентября 1967 года, на К­3 вспыхнул пожар. В считанные минуты заживо сгорели и погибли от угарного газа 39 членов экипажа. Это было в Норвежском море, когда подлодка возвращалась домой из похода.

­ Решение об отправке К­3 на боевую вахту в Средиземное море было авантюрой, ­ считает помощник командира капитан­лейтенант Александр Лесков, чудом избежавший тогда смерти. ­ После похода к полюсу лодка стала образцово­показательным судном, экипаж выполнял в основном представительские функции на бесчисленных комсомольских и партийных съездах. Три года лодка не выходила на боевые службы, и вдруг – дальний поход. Да и по плану на дежурство в Средиземном море, где базировался 6­й флот ВМС США, должна была идти другая АПЛ – К­11. Но у нее обнаружилась серьезная неисправность, и наскоро собранный экипаж К­3 отправился в поход. Приказы командования не обсуждаются.

­ В ту пору ни одна советская подлодка толком была не готова к дальним походам, ­ рассказывает Юрий Калуцкий, командир турбинной группы К­3, лейтенант. ­ Наша лодка была головной в серии и исполняла роль опытного образца. На ней без конца шли переделки, разборки, сварки. Уже к 1962 году К­3 выработала ресурс своего основного оборудования и нуждалась в капитальном ремонте. Атомные реакторы работали «на выдохе», часть урановых тепловыделяющих элементов была разрушена, радиоактивный фон первого контура в тысячи раз превышал то, что было на серийных подлодках. Особо опасными были парогенераторы, они в любую минуту могли выйти из строя, что означало угрозу для реактора и лодки.

­ В последний момент несколько офицеров были заменены в связи с профнепригодностью. Меня назначили помощником командира за два дня до выхода корабля в море, ­ вспоминает Лесков. – Юрий Степанов узнал о своем назначении командиром за месяц до выхода на боевую службу. Он единственный на корабле имел допуск к самостоятельному управлению. Как правило, в таких случаях от дивизии в обязательном порядке командируется еще один «допущенный» ­ или начальник штаба, или замкомдива. Но Степанов был отправлен один. Несчастное это было плавание…

В Средиземном море все не ладилось: лодку преследовали технические проблемы, а тут еще на борту внезапно умер один из участников похода. Из Москвы пришел приказ передать тело на советский корабль, находящийся в египетских водах, и субмарина вынуждена была всплыть.

­ Лодка была рассекречена, и мы пошли к базе, – рассказывает Лесков.

Именно ему пришлось заступить на вахту 8 сентября. В 1 час 52 мин на пульте связи замигала лампочка. Лесков щелкнул переключателем:

­ Кто вызывает центральный?

И вместе со щелчком отпущенного тумблера в отсек ворвались страшные крики заживо горящих людей. Эти первые минуты были самыми жуткими. Сколько лет потом он слышал эти крики, просыпаясь по ночам в холодном поту…

Автоматически Лесков скомандовал:

­ Аварийная тревога! Боцман, всплывай…

Весь отсек в огне

Что произошло? Почти то же самое, что в 2000 году на «Курске»: объемный стремительный пожар, воспламенение в торпедном отсеке. Там, кроме торпед, находились люди. Многие матросы даже с коек не успели встать ­ отсек горел всего две минуты. Но умерли они не от огня, смертельной оказалась окись углерода. Командир второго отсека капитан­лейтенант Анатолий Маляр перед смертью успел захлопнуть люк горящего отсека изнутри и тем самым предотвратил дальнейшее распространение огня. Там его и нашли после пожара под грудой тел. Ценою тридцати девяти жизней (включая собственную) он спас первый атомоход Советского Союза и восемьдесят человек личного состава.

А командир первого отсека капитан 3 го ранга Лев Коморкин ринулся в бушующий пламенем второй, потому что там были его подчиненные и двадцать две торпеды, часть из которых имели боеголовки, способные в случае взрыва поднять на воздух пол­Европы. Его последний доклад на центральный пост был краток: «Весь отсек в огне. Больше не могу».

Командир лодки Юрий Степанов при попытке отдраить верхний рубочный люк получил тяжелую травму головы, потерял сознание, и командование подводной лодкой принял помощник командира капитан­лейтенант Александр Лесков. Он успел дать сигнал по флоту об аварии подводной лодки, произвести экстренное всплытие с глубины двести метров. В 1 час 59 мин Лесков скомандовал:

­ Личному составу центрального поста покинуть отсек и подняться на мостик…

В этот момент зазвонил корабельный телефон.

­ Товарищ капитан­лейтенант, спасите меня, пожалуйста! – услышал Лесков голос шифровальщика Алексея Буторина.

Ему удалось закрыться в герметичном шифрпосту второго отсека.

­ Держись, мичман, мы обязательно тебя спасем, ­ теряя сознание от отравления угарным газом, прошептал Лесков.

Он сознательно не надевал индивидуальные средства защиты – в противогазе не покомандуешь, тут уж либо себя спасай, либо лодку.

Очнулся он через пять суток в госпитале Североморска. А до мичмана помощь не дошла, Буторин задохнулся. Погибли старший помощник командира, начальник химслужбы, командир дивизиона живучести, командир электронавигационной службы и командир группы дистанционного управления, большая часть личного состава команд торпедистов, трюмных, других подразделений корабля.

Командир лодки был тяжело ранен, все три вахтенных офицера, штурман получили отравление продуктами горения и были без сознания.

В этих условиях командир 1 го дивизиона капитан 3 го ранга Юрий Некрасов принял командование субмариной на себя. Через десять минут после того как центральный пост перестал отвечать на вызовы, по его приказу в четвертом отсеке была сформирована аварийная команда. Надев индивидуальные спасательные аппараты, подводники эвакуировали людей из отравленного помещения. С рук на руки они передавали отяжелевшие тела в восьмой отсек, где бесчувственным морякам прямо через рабочую одежду делали уколы…

Трое суток К­3 лежала в дрейфе. Тем временем подошел резервный экипаж, и лодка своим ходом вернулась в основной пункт базирования.

Комиссия, сформированная на берегу сразу после аварии, признала действия экипажа героическими. Все моряки – и живые, и мертвые – были представлены к государственным наградам. Пятеро – к званию Героя Советского Союза, в их числе Лесков и Некрасов. Двух подводников к этому званию представили посмертно.

Зажигалка на вахтенном столике

Но если подводники – герои, то кто же антигерой? Кто виноват в пожаре и гибели людей? Решено было, что воспламенение в торпедном отсеке произошло из­за прорыва одного из узлов системы гидравлики.

Когда по возвращении на базу снимали злополучную гидравлическую машинку, обнаружили, что там вместо уплотнительной прокладки из красной меди стоит какая­то примитивная шайба, не рассчитанная на перепады давления. Вероятно, кто­то поменял прокладку во время заводского ремонта.

Через месяц после того как командование Северного флота поздравляло оставшихся в живых подводников с высокой оценкой их подвига, главком ВМФ С. Горшков вынес новую версию событий: «по вине экипажа». Были аннулированы выводы первой комиссии и назначили вторую, явно предвзятую, которая тут же «обнаружила» в лодке на самом видном месте ­ на столике вахтенного ­ зажигалку!

Экипажу навесили ярлык «аварийщиков» и расформировали по другим частям. Из героев покорители Северного полюса превратились почти в преступников.

Тридцать лет моряки молчали обо всем, что случилось, – как велели особисты. За это время пала советская власть, а пришедшая ей на смену особо не интересовалась старыми тайнами. Все обращения подводников в госорганы с целью реабилитации экипажа до сих пор были словно под толщей льда той давней клеветы.

Куда только не писали. Кому только не кланялись. В администрации президента РФ подводникам сообщили: реабилитация и награждение могут быть осуществлены только по представлению главкома ВМФ. Так было и с признанием заслуг легендарного подводника Маринеску, и с частичной реабилитацией участников аварии «К­19», и с награждением в 2006 году живых и мертвых линкора «Новороссийск».

­ Только недавняя резолюция президента РФ сдвинула дело с мертвой точки. Дмитрий Медведев ознакомился со всеми нашими письмами, ходатайствами и решил: наградить. Главный штаб ВМФ потребовал архивные документы. Мы перешерстили архивы, ездили в Подольск. Потребовали с нас все данные 39 покойников, их анкеты. Самое главное, мы получили на руки документ о том, что авария произошла не по вине личного состава. Это официальное заключение главного технического управления, ­ рассказывает Лесков.

Сам Александр Яковлевич и Юрий Некрасов представлены к званию Героя России.

Ирина СМИРНОВА.

(svpressa.ru)

г. С.­Петербург.