МНОГО СНЕГА — МНОГО ХЛЕБА?

На этот вопрос ответит весна

Европейскую часть России накрыла волна холодов, которые синоптики назвали «морозами высшего сорта». Граждане постарше наслаждаются: наконец-то вернулась настоящая русская зима. Но закрадывается тревожная мысль: вдруг не хорошо озимым культурам на полях.

Там же градус выше

Специалисты не видят большой угрозы посевам – под огромной шапкой снежного покрова можно спать спокойно. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько отмечает, что текущие морозы нельзя считать критичными в масштабах страны из-за мощного снежного покрова, сообщает rg.ru. В Москве и Подмосковье его высота достигает 56-67 см, приближаясь к рекордным значениям 1990-х годов. В большинстве регионов Центральной России и Поволжья ситуация схожая. Это позволяет говорить о том, что масштабного вымерзания озимых в этом сезоне, вероятнее всего, удастся избежать. В Россельхозцентре тоже считают: наличие устойчивого снежного покрова существенно снижает риски вымерзания посевов. В толще почвы под снегом температура может быть на 10-15 градусов выше, чем на поверхности. В таких условиях озимые способны переносить морозы ниже -30°С. Огромное количество снега – благоприятный сигнал для растениеводов. Снег защищает от перепадов температуры и, скорее всего, означает, что влаги будет достаточно для полноценного формирования растений. Тем не менее, говорят специалисты, рекордные урожаи зерна, как правило, формируются после мягких и стабильных зим. На урожае негативно может сказаться неустойчивый характер зимы. Особенно чувствительны к таким погодным сценариям южные регионы, где в течение этой зимы неоднократно фиксировались оттепели, сменявшиеся резкими похолоданиями.

Монолит критике не подвергся

Нижегородский минсельхоз на вопрос газеты, есть ли опасения по поводу озимых зерновых, ответил: «Наблюдения за состоянием посевов озимых культур ведутся во всех округах региона. Критического их состояния пока не фиксируется. Наблюдения проводятся методом отбора монолитов с последующим отрастанием». А что думают о влиянии холодов многоопытные нижегородские аграрии? – Считаю, такая зима – благоприятна для растениеводства, со студенчества помню, что слой снега в 10 сантиметров снижает действие холода на почву в два раза, а у нас сугробы на полях местами чуть ли не в метр высотой навалило, тепло озимым, – высказывает мнение заведующий сектором сельхозуправления Большеболдинского округа Михаил Ельков. – Посевы-то не промёрзнут, но тут возникает другое опасение: не подопрели бы под таким толстым одеялом. И ещё хотелось бы, чтоб по весне всё это обилие снегов таяло постепенно, а то наши чернозёмы уйдут под воду. Что касается плодово-ягодного хозяйства, то смородина в агрофирме «Сергеевской» надёжно укрыта, морозы ей не страшны. На моей памяти зимы в наших краях случались намного лютее. Например, в 1978-1979-х температура в Большом Болдине упала ниже сорока, и так две недели. Тогда все сады в округе, включая тот, что возле пушкинской усадьбы, вымерзли почти полностью. Поэтому – мы и не такие холода видали, сдюжим. – Пока каких-то опасений относительно растениеводства установившаяся погода у меня не вызывает, при таком толстом снежном покрове промерзания почвы быть не должно, – делится мнением начальник сельхозуправления Гагинского округа Василий Петрушов. – Морозец стоит кое-где под минус 35 – к нам, наконец, вернулась настоящая русская зима. Соглашусь с коллегами, что всё продемонстрирует весна: наступит быстро – хорошо, а если затянется, то озимые могут и выпреть. Ну а наше животноводство в таких погодных условиях чувствует себя нормально. Кормов было запасено вдоволь, снижения продуктивности не допущено. Вперёд смотрим с надеждой на успешный сезон.

Брошены на крыши

– Обильные снегопады и крепкий мороз, думаю, для растениеводства каких-то негативных последствий иметь не будут, высокий снежный покров, наоборот, является гарантией сохранности озимых, – считает начальник сельхозуправления Уренского округа Александр Смирнов. – Начало года благоприятно складывается для земледелия, чего нельзя сказать про конец прошлого года: снег выпал поздно, а ведь земля успела хорошо напитаться влагой, поэтому минусовые температуры её прихватили. Вот это может сказаться. Впрочем, покажет весна. Однако и она обманчива. В прошлом году всё быстро растаяло, думали, отсеемся рано, а вышло наоборот: пришли дожди, поля раскисли, так что техника долго въехать не могла. Будущее сезона определит даже не весна, а первая половина лета: если засуха не установится – будем с хорошими видами на урожай. Погода нынче принесла проблемы другого характера: все силы брошены на очистку крыш от снега, уже есть случаи пролома под его тяжестью перекрытий на дворах и складах. – У нас, в Ковернинском округе, в среду рано утром было минус 32, весь день держалось минус 25, – говорит директор ООО «Кутузова» Владимир Петушков. – Но опасений о том, как переживут холода озимые, нет: снега вон сколько навалило. Важно, как растения уходят в зиму. В этом сезоне ушли хорошо. Опасения в другом – какая будет весна. Если будет много воды при потеплении, а потом грянут заморозки, вот тогда беда: лед разорвёт корневую систему. А вообще на состояние зерновых влияет множество факторов: сроки посевов, подготовка почвы, качество семян, обработка семян, к примеру, от той же снежной плесени. Технологии известны всем. Но не у всех на соблюдение тонкостей хватает средств. У нас озимая рожь. Как известно, зерно стоит очень дёшево. Так что на состояние посевов влияет, кроме погоды, ещё и экономика. Сегодняшние заботы у нас больше связаны со снегом, чем с морозом. На крышах производственных помещений снежные сугробы с человеческий рост. Специальные бригады лопатами сбрасывают их. Пока мороз – это терпимо, а вот чуть потепление, снег наберёт влагу, потяжелеет – жди беды. Допустить такого нельзя. Так что работаем, как и все наши коллеги.

Елена БЕЛЯЕВА,

Андрей ДМИТРИЕВ.

Comments & Reviews