БУДТО ЯГОДЫ НА ВЕТКЕ
Какие истины усвоил зимний волшебник, гостивший в большой семье
Дед Мороз пребывал в раздумьях: до Нового года всего ничего, пора отправляться в путь – народ поздравлять, а на чём ехать, непонятно: то ли на традиционном транспорте – санях в лошадиной упряжке, то ли на современном – автомобиле. По всем правилам надо бы тройку запрягать, да вот незадача, зима опять где-то потерялась, снега чуть, по такому покрову полозья скользить не станут. А время поджимает. Делать нечего, пришлось на машине начинать путешествие, прежде поклонившись славянской богине зимы Морене. Да только характер у неё неуступчивый, нужно задобрить. Как? По преданиям, богиня ведает чёрной смородиной. Значит, надо отправиться туда, где ягоду почитают.
На совете решили
Вот и прибыл Дедушка в село Алешково Богородского округа в семью Сидоровых. И, как оказалось, правильно сделал. Морена в знак одобрения тут же бросила на землю пару-тройку пригоршней снега – не ахти какие сугробы, конечно, но хоть что-то. Да и Сидоровы не подкачали, встретили как положено – накрыли стол с правильным угощеньем: смородиновым вареньем, красавцем тортом с кремовыми розочками чернильного цвета – хозяйка, Лариса Васильевна, покрасила их соком, выжатым из ягод. Яства с чёрными плодами-бусинами оказались в меню не просто так. Во-первых, в семье это самая любимая ягода. Во-вторых, в наступающем 2026-м Русский календарь хозяйкой назначил смородину. И это ещё одна причина, по которой Дед Мороз просто обязан был навестить Сидоровых – хотя приехал вовсе не по принуждению, а от большого желания. Издавна смородина на Руси ассоциируется с семьёй. И Сидоровы символу соответствуют как никто. Родители и шестеро детей держатся друг за дружку, будто ягоды за ветку, крепко-крепко – не разорвать. А началось всё со служебного романа. Владимир и Лариса работали в местном сельхозпредприятии «Искра» – он осеменатором и ветфельдшером, она дояркой. – Когда женились, у меня уже было двое детей – Саша и Юля, – рассказывает Владимир Александрович. – Получилась полная семья. Чего ещё от жизни желать? Разве что материального благополучия – времена были тяжёлые, конец 1990-х. Спустя 11 лет, когда встали на ноги, решились на третьего ребёнка, а родились сразу двое – Павел и Василиса. Потом на свет появился Глеб, три года спустя – Антонина. Собрались на семейный совет и решили: мама ребятишкам нужна 24 часа в сутки семь дней в неделю. И Лариса Васильевна из «Искры» ушла. Владимир Александрович уволился из сельхозпредприятия раньше, к тому времени он работал в молочной компании осеменатором – ездил по договору по хозяйствам области и страны. Заработок хороший, но семья-то выросла. Снова собрали совет, по результатам которого зарегистрировали КФХ. – Родители Ларисы держали корову, мои тоже, – объясняет глава семьи принятое решение. – Сами деревенские, к труду привычные, да и ребятишки старшие подросли, было кому помочь. К бурёнке прибавилась бурёнка, и сейчас фермерское дойное стадо состоит из шести коров. Племенная работа – на Владимире Александровиче, уход за животными, раздачу кормов поровну делит с сыновьями. Доит бурёнок Лариса Васильевна, если она в отъезде, эстафету подхватывает Юля. Младшие дочери помогают по дому, на хозяйство пока особо не налегают. – Молоко тут же развозим по покупателям, получается продукт с доставкой на дом, – улыбается Владимир Александрович. – Всё остальное – мясо, творог, сметана, урожай с огорода и сада, идёт исключительно на свой стол.
Отдельно, но вместе
Время идёт – Сидоровых прибавляется. Старшие дети живут своим домом. Саша – в Нижнем Новгороде, у него семья, двое детей, работает ИТ-специалистом. После школы пробовал вслед за родителями осваивать крестьянскую стезю, поступил в сельскохозяйственную академию, проучился пару курсов и понял: не его. – Отслужил в армии и нашёл себя в ИТ-сфере, – рассказывают родители. – Недавно поступил в вуз, получает высшее образование. И нам с хозяйством помогает: отчёты готовит, документы, их теперь требуют подавать в электронном виде. Саша пока единственный из Сидоровых, прижившийся в городе. И всё равно тянет в родные места. Каждые выходные старается проводить в родительском доме, а недавно в отпуске гостил. Ну как гостил, работал – помогал утеплять второй этаж. Жилплощадь требует прибавки в соответствии с увеличивающейся семьёй. – Юля раньше тоже говорила «в город уеду», ан нет, вернулась, – папа смотрит на дочь с улыбкой. – Оформили ипотеку, построили в Алешкове дом. Официального новоселья ещё не было, но оно не за горами. Обязанности дизайнера интерьера взяла на себя Юля. О том, насколько хорошо у неё получается, можно судить по результатам общеокружного конкурса. Жюри определяло самый эффектно украшенный к Новому году дом. Юля заняла третье место. И что важно, она не только праздничное убранство придумала, но и собственноручно воплотила идеи в жизнь. – На нашем участке смородины ещё нет, – говорит Юля. – Но обязательно посадим. Пока собирать урожай ходим к родителям, дочка тоже помогает. Мама из ягод крутит компоты, готовит варенье. Хотя свежая смородина – самая вкусная. Пока мама Юля рассказывала Деду Морозу про отношения, сложившиеся с хозяйкой будущего года, её пятилетняя дочь Теона за зимним волшебником наблюдала с опаской – уж очень он бородатый, хотя глаза добрые. Тея готовится к ёлке в детском саду, но рассказать стихи не решилась, постеснялась.
Верит в родных
Теона ждёт от Деда Мороза настоящего чуда, а вот 11-летний Глеб в волшебство уже не очень-то верит. В осуществлении желаний больше рассчитывает на семью. В январе ему исполнится 12, в качестве подарка заказал квадроцикл. И почти уверен: техника у него будет. Сидоровы – родители, брат, сестра, тёти, дяди, многочисленные кузены и кузины – в складчину покупку осилят. У Глеба уже есть средство передвижения – мопед, но он старенький, ломается. Самостоятельно починить агрегат у мальчишки ещё не получается, а вот старшему брату – 15-летнему Павлу – это по силам. Он и свой мотоцикл при необходимости ремонтирует, и друзьям помогает мототранспорт налаживать. Разбираться в технике научил отец, а теперь Паша передаёт знания дальше по цепочке – Глебу. Павел и Василиса учатся в 9-м классе. Впереди экзамены, но просить помощи у Деда Мороза не стали, сами справятся. Школа в Алешкове общеобразовательная, 10-й и 11-й класс местные ребята оканчивают в Богородске. Но в основном поступают в техникум или колледж. Брат и сестра Сидоровы за второй вариант. Паша со специальностью определился, хочет стать механиком, Василиса пока думает. Мама с папой не давят, не подталкивают – пусть дочь сама решает. Ошибётся – не страшно, всегда можно такую оплошность исправить. В конце концов самый главный урок, любовь к труду, все Сидоровы усвоили на «отлично». А остальное приложится. – Ребята учатся в агроклассе, – рассказывают родители. – Летом его оснастили новым оборудованием, поставили тренажёр трактора. Так Паша на нём занимается не как курсант, а как инструктор, показывает ребятам, как управлять машиной, как переключать передачи. Он уже на настоящем тракторе работает, вывозит сено с поля. А минимашину Паша давно освоил, на ней огород пашет, картошку окучивает, не только у нас, но и у соседей. Глеб и тут за старшим братом тянется, тоже хочет научиться управлять трактором, пусть даже и мини для начала, потом можно на большой замахнуться. И если у ребят душа лежит к технике, то у девчат – Василисы и Тони – к рисованию, обе занимаются в художественной студии. – Вася у нас сдала нормативы ГТО и получила бронзовый значок, – о достижении дочери мама рассказывает с гордостью. – Единственная в семье, даже у Павла такой отметки пока нет, хотя он занимается спортом – футболом, бегом.
Снега бы добавить
Тихие семейные вечера Сидоровы проводят сообща, чтобы место нашлось каждому, в гостиной поставили не один диван, а два. На стене фотографии – большие и не очень: портреты родителей, бабушек и дедушек, детей, внуков. Получилась настоящая семейная галерея. – Какая у нас общая мечта? – Сидоровы задумались над вопросом лишь на минуту. – Да, пожалуй, никакой, возникает желание – исполняем. Конечно, хотелось бы всем вместе отправиться в путешествие, пока получается только группами. Владимир Александрович по-прежнему ездит по стране как осеменатор, в основном работает в агропредприятиях Алтая и Перми. Несколько лет подряд в командировку с собой берёт жену, таким образом специалиста поощряют за хороший выход телят. Пока родители в отъезде, на хозяйстве дети – старшие в авангарде, младшие на подхвате. Но Лариса Васильевна супруга сопровождает далеко не всегда, в это время уже она несёт основную ответственность за семейное дело. Впрочем, и Владимир Александрович даёт возможность отдохнуть домашним от крестьянских тягот. Летом мама с детьми в полном составе, причём Саша и Юля с семьями, путешествуют по стране. Побывали в Анапе, Санкт-Петербурге, Москве. Если до места добираются по железной дороге, полвагона за Сидоровыми. – Новый год всегда отмечаем вместе – это семейная традиция, – говорят родители. – А 1 января ребятишки собираются у телевизора, смотрят результаты розыгрыша – на праздник дарим лотерейные билеты, это тоже традиция. Пока удача ни разу не улыбнулась, зато какой азарт. Прощаясь с Дедом Морозом, Сидоровы попросили похлопотать насчёт зимней погоды – лужи и слякоть не способствуют праздничной атмосфере. Да и потом, в оттепель ещё одна традиция, точнее две, окажутся под угрозой срыва. Вечером 1 января в семье принято ходить на горку, а потом – на каток: дети с удовольствием предаются зимним забавам. А взрослые за ними наблюдают. Дедушка обещал просьбу исполнить, к тому же богиня зимы теперь на его стороне – помогла смородина.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.
Богородский округ.





