0
17.12.2025

ОГНЕННЫЙ ТАРАН

Поводом вспомнить стала очередная находка

Одним из ярчайших эпизодов Великой Отечественной войны, навечно вошедших в её героический канон, стал огненный таран экипажа бомбардировщика ДБ-3ф под командованием капитана Николая Гастелло, в июле 1941-го направившего свою подбитую машину на механизированную колонну врага. Этот подвиг потом будет не единожды повторён советскими лётчиками. В октябре того же года другой, объятый пламенем ДБ-3ф устремился на скопление немецкой техники у села Грузино Новгородской области. Командиром машины был Герой Советского Союза капитан Василий Гречишников. Ранее считалось, что прах героев покоится в братской могиле на окраине населённого пункта, однако в конце сентября в ста метрах от дороги, ведущей из села, сводный отряд поисковиков Ленинградской области и Республики Татарстан обнаружил обломки самолёта и останки пилотов. Среди авиаторов оказался и уроженец Нижнего Новгорода.

Участники дерзкой операции

В мае 1985-го – накануне очередного юбилея Великой Победы в Грузине торжественно открыли памятник экипажу Василия Гречишникова, имя которого получила одна из улиц села. Однако лётчик и его подчинённые успели прославиться ещё до своего полёта в бессмертие. С первых дней вероломного нападения фашистской Германии на СССР в составе ВВС Балтийского флота они участвовали в десятках бомбардировок немецких и финских военных объектов в приморской зоне. При атаке на вражескую переправу на реке Даугава, повреждённый в бою самолёт пришлось вынужденно посадить в поле. Кстати, тот день стал одним из самых трагических в истории полка: с задания не вернулось сразу 13 машин. Вскоре экипаж Гречишникова отчитался о потопленном в Рижском заливе неприятельском транспорте. Имелись и более громкие заслуги. Речь о воздушном ударе по столице фашистской Германии Берлину в августе 1941 года особой авиагруппы Балтийского флота, взлетевшей с аэродрома на эстонском острове Сааремаа (по-немецки Эзель). Основной силой этой уникальной операции стал 1-й минно-торпедный авиаполк 8-й флотской авиабригады, куда был приписан и ДБ-3ф капитана Гречишникова. По итогам целой серии налётов, предпринятых в ответ на бомбардировку немцами Москвы, Василий Алексеевич, который возглавлял одну из эскадрилий, удостоен звания Героя Советского Союза и ордена Ленина. Награждены были и другие члены его экипажа, в частности, штурман старший лейтенант Александр Власов отмечен орденом Красного Знамени. Александр Иванович – наш земляк. Он родился в Нижнем Новгороде 26 мая 1910 года. К сожалению, не удалось выяснить этапы его нижегородского периода жизни и путь в авиацию. Кстати, курсантом лётного училища он стал уже после создания Горьковского аэроклуба, послужившего для советских ВВС настоящей кузницей кадров. По обнаруженным сведениям, в 1930-м Александр Власов уже учился во 2-й школе военных лётчиков в Борисоглебске Воронежской области. В списке выпуска есть отметка о том, что после окончания программы лётной подготовки он был переведён в военное учебное заведение, выпускающее морских пилотов. В 1930-х по этому профилю в СССР работало три училища – в Ейске, Николаеве и Перми, однако отсутствует точная информация, в каком конкретно учился Александр Власов. Из документов известно, что в кадровый состав ВВС лётчика включили в 1932 году. Полк, где он позже служил, сформировался в апреле 1938-го на базе отдельной авиаэскадрильи Балтийского флота. Часть приняла активное участие в советско-финской войне, нанося удары по морским и береговым целям яростно обороняющегося противника. За боевые вылеты старшего лейтенанта Александра Власова наградили орденом Красной Звезды. К тому времени Александр Иванович уже был женат на Зинаиде Ивановне Власовой и с ней воспитывал двух сыновей – Виктора и Бориса. Мать лётчика – Мария Герасимовна перед Великой Отечественной войной проживала в Донецке. На момент гибели пилота все члены его семьи находились в эвакуации в Новосибирске. Сейчас для участия в торжественной церемонии перезахоронения останков поисковики ищут потомков штурмана, а также погибших с ним авиаторов – начальника связи эскадрильи, лейтенанта Матвея Семенкова и воздушного стрелка, краснофлотца Николая Буракова.

Посмертно к наградам не представлены

В роковой день – 24 октября 1941 года, несмотря на сильную облачность, экипаж капитана Гречишникова в паре с другим самолётом вылетел на штурмовку вражеских войск в районе села Грузино, что находится на границе Новгородской и Ленинградской областей. За неделю до этого враг захватил населённый пункт, используя его теперь как опорную точку для развития наступления на Ленинград, здесь проходит автодорога, а вблизи расположен мост через Волхов. Оперативная сводка штаба 8-й авиабригады КБФ сообщает, что две крылатые машины полка с высоты 200 метров произвели бомбовый удар по колонне 39-го моторизованного корпуса вермахта, которая растянулась по трассе в направлении Тихвина. Плохая видимость вынудила лётчиков идти при максимальной близости с землёй, чтобы иметь возможность сбросить смертоносный груз прицельно, а также использовать пулемёты против живой силы противника. Риск был велик, ведь громоздкие бомбардировщики вошли в зону лёгкой досягаемости практически любого стрелкового оружия. Дерзкую атаку с воздуха немцы встретили плотным огнём зенитной артиллерии, в результате чего после успешного бомбометания при отходе от цели самолёт капитана Гречишникова получил прямое попадание в двигатель, лёг на правый крен и резко пошёл на снижение. Характер полученных повреждений позволял на одном моторе попытаться совершить аварийную посадку где-нибудь поближе к линии фронта, чтобы потом добраться до своих, но командир, видимо, принял решение дать последний бой и, совершив крутой разворот, устремил горящий бомбардировщик на скопление вражеской техники. Работавший в паре экипаж, возвращаясь назад, успел зафиксировать на земле сильный взрыв предположительно от упавшего самолёта, и это стало единственным свидетельством подвига, но лишённым конкретики. Не в том ли главная причина, что за проявленный героизм никто из погибших пилотов не был представлен к наградам посмертно. Однако версии об огненном таране придерживался, в частности, Герой Советского Союза Пётр Хохлов – флагманский штурман полка, который в своей книге «Над тремя морями» написал следующее: «Развернув горящий самолет, Гречишников резко повел его вниз, на вражескую колонну. Через считанные секунды бомбардировщик врезался в гущу фашистской техники». Другой обладатель Золотой звезды Героя – Андрей Ефремов, командовавший одной из эскадрилий полка, в сборнике очерков «В небе – лётчики Балтики» о том эпизоде сказал так: «Бомбы упали на колонну, застопорили её. Лётчики отвернули в сторону, и тут стало заметно, что машина командира звена горит. Различными маневрами Василий Гречишников пытался сбить пламя, но оно разгоралось, бороться с ним стало невозможно. Лётчик сделал новый разворот, вернулся на поле боя, к шоссе. Через секунду его огненный бомбардировщик был уже над вражеской колонной и свалился в отвесное пикирование. Раздался оглушительный взрыв…». Факт авианалёта советских бомбардировщиков 24 октября 1941 года на колонну войск и техники, увязшую в осенней распутице близ села Грузино, а также сбития одного из самолётов подтверждают и немецкие трофейные документы.

Реликвии со дна воронки

Со временем здешнюю дорогу перенесли немного в сторону, и её старый участок успел зарасти лесом, однако очертания прежней трассы ещё просматриваются. Именно тут и были найдены обломки ДБ-3ф, а вместе с ними и искорёженные фрагменты автомобилей, так что огненный таран с большой долей вероятности действительно мог произойти. Бомбардировщик падал со стороны леса на бреющем полёте. Мощная боевая машина с размахом крыльев 15 метров, задев деревья, прорубила целую просеку, которая сейчас уже почти невидна. Взрыв был, вероятно, очень сильным, потому что от самолёта мало что осталось, впрочем, последние обломки за годы могли растащить и вездесущие собиратели металлолома. Однако поисковики всё-таки обнаружили шасси, трапы командирской кабины, а в разрытой воронке обугленные остатки личных вещей экипажа, которые передали в местный краеведческий музей. Груда поржавевшего металла была когда-то красивой стальной птицей. ДБ-3ф, позже переименованный в ИЛ-4, являлся развитием инженерной мысли команды конструкторского бюро Ильюшина, создавшей предыдущие модели этой серии. Самолёт получил более мощные двигатели, новое бортовое оборудование, современную систему уборки шасси, а также усовершенствованный фюзеляж. Этот эффектно выглядящий бомбардировщик ценители отечественного кинематографа наверняка помнят по фильму Семёна Арановича «Торпедоносцы» – одной из самых пронзительных и психологически тонких лент о Великой Отечественной войне. Картина рассказывала о боевых буднях лётчиков-североморцев, сражавшихся в небе Заполярья, однако тут есть определённая перекличка. Дело в том, что в сентябре 1941-го одно звено из 1-го минно-торпедного авиаполка, где воевал экипаж капитана Гречишникова, убыло на Северный флот, заложив основу его дальней морской авиации. Впрочем, это уже другая история…

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото из открытых источников.

В 1-м МТАП ВВС Балтийского флота воевали и другие нижегородцы-горьковчане, а среди них есть те, кто тоже навсегда остался в небе:

Гвардии сержант Тимофей Семёнович Лебедев (уроженец д. Казанцево Ковернинского района), стрелок-радист, погиб над Балтийским морем 18 апреля 1945 года при атаке на вражеские корабли. Его имя высечено на мемориальной плите памятника лётчикам-балтийцам в Калининграде.

Comments & Reviews