0
Posted in Фермеры
22.09.2025

РАВНОДУШИЕ ЗДЕСЬ НЕУМЕСТНО

Фермерство невозможно без любви и заботы

Вслед за фермерами первой волны – весной 1997 года своё малое аграрное предприятие зарегистрировал Василий Устимов из деревни Вязовка Сергачского района. Случилось это, когда местный колхоз окончательно угас и нужно было что-то предпринять, чтобы прокормить семью. Сегодня на землях, находящихся на стыке с соседними Краснооктябрьским и Пильнинским округами, хозяйство Василия Ивановича в сфере местного АПК по праву является главной производственной силой, которая влияет и на уровень жизни сельских территорий. Встретиться с заслуженным фермером даже для короткого разговора оказалось весьма непросто: в пик сезона тот колесил от одного поля к другому, подгоняемый строгими сроками. И всё-таки нам удалось пересечься у кромки хлебной нивы, в ожидании жатвы тихо шелестящей налившимися колосьями.

Из строителей – в земледельцы

– Родом я отсюда: мама работала в сельском хозяйстве, отец – водителем в соседней Уразовке на производстве, сам в Перевозе выучился на техника-строителя и вернулся в деревню, в родной колхоз, где к середине 1990-х уже был заместителем председателя по строительству, – вспоминает Василий Устимов. – Предприятие постиг крах, как, увы, многие тогда, и нужно было либо уезжать в поисках лучшей доли, либо заняться фермерством, уже набиравшим в стране обороты. Решив работать на земле, к своим паям прибавил доли родственников, и на первых 57 гектарах на собственный страх и риск вместе с женой Еленой Ивановной и её родителями стали выращивать зерно. Урожаев поначалу хватало лишь на корм скоту да на выпечку хлеба, село тогда жило, по сути, натуральным хозяйством. Потихоньку начали расширяться, вышли на рынок, обзавелись техникой и производственной базой. Пятеро нас из бывшего колхоза в фермеры подались, но на плаву остался только я, дело-то оказалось нелёгким. Тесть Иван Николаевич, как бывалый и грамотный земледелец, помог наладить агрономическую службу. Однако фермеру предстояло и самому осваивать новую для себя сферу, обращаясь к опыту коллег. Понимание многих вещей пришло лишь методом проб и ошибок, зато эти уроки стали самыми главными на выбранной стезе. Изначально, кроме яровой и озимой пшеницы да ячменя, в набор культур входила рожь, но позже от неё решено было отказаться: выращивать хлопотно и затратно, а прибыли почти никакой. Ввели в оборот сахарную свеклу, благо линия её переработки буквально под боком. Приобрели специальную сеялку и импортный свеклоуборочный комбайн, выделили под культуру 100 гектаров. Со сладкими корнеплодами хлопот оказалось нисколько не меньше, вот только рентабельность несравнимо выше, появился стимул развивать направление. Вроде бы наладился сбыт, но вдруг возник спор с сахарным заводом по поводу участков земли, на которые тот претендовал, потому как пайщики по личному согласию решили передать её фермеру. Что ж, почвы в этих краях благодатные – плодородный чернозём, поэтому взрыв эмоций понятен, однако нужно было как-то выходить с миром из конфликтной ситуации. При содействии районного сельхозуправления Василий Иванович нашёл новую точку сбыта, а с прежними потребителями урегулировал разногласия. – Наладили поставку свеклы в Мордовию, где действует одна из крупнейших в Поволжье линий по производству сахара, второй год с ними работаю, – делится Василий Иванович. – Возить, конечно, далековато получается, плечо километров 160, с другой стороны, новый покупатель компенсирует половину расходов по доставке. В первый раз 5000 тонн отвёз, оказалось, что в деньгах нисколько не потерял, даже наоборот. Дней за пять полностью весь урожай теперь забирают, а в Сергач по полтора месяца возили, в полях мёрзли. Причина очевидна, в Мордовии директор Александр Иванович Атласов уже лет двадцать руководит предприятием, большого опыта человек, и своих решений ему ни с кем согласовывать не надо, все вопросы сбыта решаются в момент.

По стратегии предков

Впрочем, основной культурой для фермера всё-таки остаются зерновые и преимущественно пшеница. Нынче в распоряжении Василия Ивановича более 1100 гектаров пахотных площадей, основную часть которых занимает пшеничный клин. Поля, правда, сильно разбросаны друг от друга, до некоторых более 12 километров. А тут ещё проблем с логистикой прибавили последствия строительства высокоскоростной трассы М-12, дороги местного значения в прямом смысле убила тяжёлая строительная техника, и теперь выбираться на магистраль селянам приходится объездными путями. Василий Устимов признаётся, что к некоторым полям удаётся добраться лишь через Пильну, сделав семидесятикилометровый крюк. А в пору уборочной покататься пришлось, ведь нахлынувшие дожди лишили возможности продолжить уверенно набранный темп. Комбайны, заблаговременно угнанные на самые дальние участки, подолгу остались без дела, и Василий Иванович каждый день пылил по колдобинам, чтобы выискать сухой участок нивы, дабы успеть пополнить закрома хотя бы ещё несколькими тоннами зерна. Опасения понятны, фермер хорошо помнит горький опыт 2013-го, когда из-за проливных дождей, сделавших поля непроходимыми, он потерял до половины озимого клина, на тот момент почти 100 гектаров. В этом году, выехав на жатву в середине июля под лучами щедрого летнего солнца, крестьяне не предполагали, что история повторится, и под внезапными ливнями уборочная кампания затянется практически на два месяца. Ситуацию усугубляет то, что в хозяйстве до сих пор нет своего зерносушильного оборудования. Василий Устимов хоть и создавал предприятие на обломках колхоза, да только остатков былой инфраструктуры ему не досталось, базу возводил с нуля и за собственный счёт. До реализации дорогостоящего проекта по строительству КЗС дело так и не дошло: у небольшого предприятия, чтобы удержаться на ногах, более приоритетной строкой расходов всегда было обновление и ремонт технического парка, собираемого по крупицам. С другой стороны, сама сушка тоже в копеечку встанет, что выльется в увеличение себестоимости. Так что в страду приходится использовать стратегию предков – ловить погоду.

Вынуждены приспосабливаться

– Несмотря на все усилия, зерно – хоть и традиционно востребованный продукт, но с рыночной точки зрения крайне ненадёжный, – рассуждает фермер. – Два последние года мы на нём особо ничего не заработали, выживали за счёт средств, полученных за урожаи предыдущих, экономически успешных сезонов. Когда цена на ту же пшеницу обвалилась, многие хозяйства поспешили обратиться к более маржинальным культурам, например, масличным. Однако каждый вид сельскохозяйственных растений требует отдельную линейку специальной техники, а стоит она сейчас сами знаете сколько, нам не осилить. Уповали, что зерновой рынок нормализуется, и цена вроде действительно вверх пошла, но сегодня опять за килограмм пшеницы 10 рублей предлагают, практически по себестоимости. А из этого количества зерна две буханки хлеба получается, за которые магазин раз в десять больше имеет. Где справедливость? В итоге доходит до абсурда: весь развитый мир радуется рекордным урожаям, как возможности заработать, а мы, наоборот, боимся, что цена упадёт. Откуда будет стимул развиваться? Принято санкции винить, но и до них так было. При нестабильном рынке крестьянам приходится приспосабливаться к его бесконечным колебаниям. Постоянного потребителя зерна нет, работают с перекупщиками, кто лучшую цену даст, тому и отпускают – в Воронеж, Тамбов, Белгород, география продаж широка. Складского хозяйства, чтобы придерживать урожай в ожидании выгодных предложений, хватает, только хранят зерно максимум до следующего лета: растениеводство – единственный источник дохода, нужны средства на текущие производственные расходы, да и люди должны достойную зарплату получать вовремя. На сегодняшний момент уборка зерновых в хозяйстве завершена. К сожалению, задержки сроков жатвы, вызванные непогодой, негативно отразились на качестве и урожайности яровой пшеницы, вызревшее зерно успело изрядно обсыпаться. С гектара вместо ожидаемых 30 вышло только 20 с небольшим центнеров. Фермер ещё не делал анализов, но уже и визуально понятно, что клейковину вымыло, поэтому полученный намолот теперь, скорее всего, по разряду фуража пойдёт, то есть ещё дешевле. Во время вынужденных перерывов, чтобы не стоять без дела, вели озимый сев, который закончен. Теперь фермерам останется только убрать сахарную свеклу. Впрочем, Василий Иванович признаётся, что завершение сезона он и его работники не успевают даже осознать, так как следом приходят хлопоты по ремонту техники и подготовке семенного материала к следующему севу, а там бац – и снова весна.

На внуков надежда

– С кадрами у нас туго, как почти везде сейчас на селе, основной костяк – три человека, плюс на сезон ещё наёмных работников берём, – рассказывает Василий Устимов. – Один из постоянных сотрудников – из Сергача, другой – вообще из Чувашии. В страду из соседних деревень приходят пенсионеры – бывшие механизаторы, за комбайны садятся. А в родной Вязовке уж никого способного работать не осталось, народ поразъехался из наших мест. Большую помощь оказывает в свободное время сын Кирилл, который работает врачом-травматологом в райцентре. Он с 13 лет со мной в поле, и сейчас мне фору даст: с любой сельхозтехникой способен управиться. Кроме того, как человек образованный, и дела вести помогает. А теперь вот внуки подрастают, на них надежда. На будущее Василий Иванович хотел бы обновить технический парк, при нынешних объёмах производства особенно ощущается нехватка тракторов. Свободной земли для развития по соседству уже не осталось, поэтому расти нужно технологически. Однако прибыльность пока оставляет желать лучшего, а значит, с модернизацией придётся повременить. Как бы ни было тяжело, фермер по возможности старается помочь и родной деревне, например, чистит от снега дороги, ведь зимовать человек 50 остаётся, преимущественно стариков. – Настоящий фермер – истинный патриот малой родины, потому как работает на родной земле и, значит, не может быть к ней равнодушен, – говорит на прощание Василий Устимов. – Крупный агробизнес, безусловно, важен для экономики, но у него задача другая – выжать из каждого гектара по максимуму, а там ещё где-нибудь урвать. Будь я здесь случайным человеком, может, так же бы поступал. Но я тут родился, тут живу, здесь, даст бог, жить моим детям и внукам, а значит, обязан быть не просто собственником, а хозяином, который заботится о приумножении не только своего кармана, но и земли вокруг, такой подход без искренней любви невозможен.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Сергачский округ.

Comments & Reviews