11_2012_11-1
19.03.2012

Меняю указку на зимнюю сказку

Ньютон и чистописание

Прошлой осенью Любови Евгеньевне Паниной, недавно ушедшей на пенсию, было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Она получила из рук губернатора Валерия Шанцева нагрудный знак и удостоверение с подписью президента страны. За что?

За то, что учила детей так, что к ее предмету они не могли оставаться равнодушными. И понятно, если бы этот предмет был литературой, историей, географией или рисованием! Она преподавала физику. Предмет, который, в бытность мою школьницей, у нас в классе мало кто любил. Разве что двое мальчишек, мечтавших поступить на физмат. А что касается девочек, то в них строение атома, внутренняя энергия, законы Бойля и Мариотта, Гей­Люссака вселяли зеленую тоску и страх от предчувствия быть вызванными к доске. Но это, наверное, потому, что нас не учила Панина!

Перейдя из сельской школы на работу в лысковское ПТУ, она пришла в ужас от того, что лепетали на уроках ученики девятых классов. Они даже на вопрос о всемирном законе тяготения (помните, его Ньютон открыл, якобы когда ему на голову свалилось яблоко?) откровенно заявляли: «Я ни в зуб ногой». И тогда по совету директора училища Любовь Евгеньевна начала применять на занятиях методы известного в стране педагога Виктора Шаталова, которыми и сама давно интересовалась.

Суть системы Шаталова можно выразить заголовком старой газетной статьи «Учение с удивлением». Чтобы «удивляться» трудному предмету, надо им заниматься каждый день, а не только когда появилось предчувствие, что учитель тебя спросит. Объясняя новый материал своим «недорослям», Любовь Евгеньевна старалась преподносить его как можно доступнее, приводя примеры, какие каждый видит вокруг себя. Для закрепления материала на каждом уроке подростки писали конспекты, на это отводилось 10 минут. Каждый конспект проверялся, и каждому ученику выставлялась оценка. За закреплением знаний шел постоянный контроль!

Позже учительница перешла работать в городскую школу № 3. На стенде она стала вывешивать ведомости с фамилиями учащихся и оценками за конспекты. Надо ли говорить, как такая «гласность» повышала успеваемость! Если кто­то был недоволен оценкой, Любовь Евгеньевна оставляла его клеточку пустой и давала возможность переписать конспект. Дети не ловили ворон на уроках и азартно включались в соревнование за хорошие отметки. У старшеклассниц, которые поначалу сказали ей: «Вы с нами не майтесь, все равно мы физику не осилим», двойки исчезли из дневников, там расцвели четверки и пятерки.

­ Я знала, что буду поступать на гуманитарный факультет, но Любовь Евгеньевна заразила нас физикой, ­ сказала пресс­секретарь Лысковской районной администрации Татьяна Сергеева. ­ И это очень здорово! В жизни не раз пригодились знания, полученные на ее уроках, в том числе при общении с «технарями». Я не опасаюсь перед ними ударить в грязь лицом.

Кто на подвиги способен?

Только ли из­за внедрения системы Шаталова удостоилась высокого звания лысковская учительница? Конечно же, нет. Она умела находить подход к любому ученику, не делила их на плохих и хороших. И заражала школьников интересом не только к своему предмету, но и к своим взглядам на жизнь. Личность педагога – это ведь так важно! Любовь Евгеньевна с учениками ездила на экскурсии по памятным местам и ходила в походы. Во время нашей первой встречи показывала снимки: она с девчонками и мальчишками у озера, рядом ­ велосипеды, рюкзаки, курточки…

­ Сюда мы приехали осенью, ­ прокомментировала, помнится, одну из фотографий. ­ Расположились, развели костер. Спрашиваю у ребятишек, кто будет плавать. «Нет, ­ говорят, ­ мы на такие подвиги не способны!» Так и пришлось мне идти в воду одной…

Я, услышав это, нисколько не удивилась, потому что знала: Любовь Евгеньевна – «морж»! Очевидно, она начала готовиться к этому, еще когда работала в школе…

­ Все правильно, ­ подтвердила Панина, ­ тогда я начала тренировки. А когда вышла на пенсию, то поняла, что моржеванием надо заниматься всерьез. Дело в том, что начались проблемы со здоровьем. Тогда я подумала: муж умер, а дети неблизко, и хоть они очень заботливые, я не хочу превращаться для них в обузу под старость лет из­за своего здоровья. Решила целенаправленно лечить болячки ледяной водой, начитавшись литературы по народной медицине.

Сначала она каждый день на несколько минут погружалась в холодную ванну дома, а потом, найдя единомышленников, стала ездить на городской пляж купаться весной среди льдин, осенью ­ в полыньях и зимой ­ в проруби (летом­то она постоянно купалась и раньше). И делает это даже в лютую стужу.

В самые морозные дни конца января позвонила ей и сказала, что хочу для начала посмотреть на плавание в проруби, а она: «Приезжайте на пляж в любой день к 11 часам».

Моржевание ­ это заразно

На термометре в тот день было минус 24. Да еще и ветер поднялся. Выходить из машины мы с фотокорреспондентом не имели никакого желания! Но ровно к 11 часам к пляжу подкатили два авто, откуда вышли Любовь Евгеньевна и трое мужчин с сумками, лопатой, приспособлениями типа пешней с небольшими острыми насадками и сразу же принялись рубить лед в проруби. От него, как выяснилось, избавлялись и вчера, но за сутки вода вновь замерзла, как минимум, на 10 сантиметров.

Прорубь очистили. Стали раздеваться. Первой, сняв невысокие валенки, к проруби подошла Любовь Евгеньевна. Легко сошла в воду и спокойно проплыла до противоположного края проруби, спокойно возвратилась.

­ В сильные морозы мы плаваем недолго ­ минуты полторы, а подольше ­ это когда на улице потеплеет, ­ сказала она, направляясь к валенкам и полотенцу. ­ Бывает, что «заплыв» повторяем.

Потом в воду поочередно зашли отец с сыном Березины ­ Михаил и Евгений ­ и Анатолий Тынянский.

­ Красота! ­ воскликнул кто­то из них, купаясь в проруби.

Затем в считанные минуты «моржи» переоделись и сели в машины: почти все торопились на работу, они приезжают на карьер во время обеденного перерыва, да согласитесь, и погода не очень­то способствует тому, чтобы загорать.

Сев со смелыми купальщиками в машину, я задала несколько вопросов.

­ Занимаемся плаванием в проруби уже третью зиму, ­ рассказала Любовь Евгеньевна. ­ Конечно, тяжело рубить лед, но нужда заставляет! Если мы хоть раз прорубь не очистим, через день это будет уже невозможно сделать. А если прорубь подготовлена, как же не искупаться, пусть даже в самый трескучий мороз? Потом такое ощущение, что все тело поет!

­ Начал ездить с отцом плавать зимой не так давно, ­ вступил в разговор Женя Березин. ­ Убедился, что если есть здоровье, хороший иммунитет, нет хронических заболеваний, то ничего не случится.

«Моржей» в Лыскове оказалось немало. «Подвиги» на морозе, как выяснилось, совершают Лариса Антропова, Сергей Рябинин и его сын Денис, Виталий Миридонов, Александр Воронин, Ольга Филиппова, пенсионерка Наталья Петровна Тихонова и другие. Но больше половины ­ молодых. Примечательно, что если «моржует» отец, то от него «заражается» и сын.

А недавно боевой отряд любителей ледяной воды пополнился. В него влились братья Алексей и Александр Петряковы, фермеры, и тоже со своей молодой «порослью». Такие люди были «во как нужны»! Они решили сделать землякам приятное и по воскресеньям стали привозить на карьер мобильную баню, в которой купальщики согреваются. В одно из последних воскресений на «тепло» потянулись человек пятнадцать, было на берегу почти массовое гулянье!

­ У вас есть вдохновитель, человек, ответственный за «моржовую» дисциплину? ­ спросила я у купальщиков.

­ Да нет, у нас все ответственные, ­ заявила Панина.

­ Есть, есть! ­ заспорил с ней Михаил Березин. ­ Это Любовь Евгеньевна!

Мои наблюдения тоже показали, что бывшая учительница если и не держит купальщиков в ежовых, то есть в моржовых рукавицах, то все равно негласно «командует» выездами лысковчан, ставших ей друзьями, следит за дисциплиной ­ в том плане, чтобы не пропускали «уроки» закалки. Педагоги ­ они такие!

Что же касается ее самой, то в результате водных сеансов на морозе Панина забыла обо всех простудах. А еще пять раз в неделю ходит в бассейн в ФОК, в том числе на аквааэробику, одно занятие которой, говорят, уносит килограмм веса. За три года похудела на 20 килограммов, что ей было необходимо. Сейчас Любовь Евгеньевну не узнать: стройная, подтянутая.

Сколько учеников было у нее за 38 лет работы! У кого­то из них, возможно, уже есть нелады со здоровьем. Может, они вспомнят свою учительницу и освоят ее новые уроки ­ борьбы с возрастом и недугами? Система у Любови Паниной не хуже шаталовской!

Галина ТЮЛИНА.

Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.

г. Лысково.