
А В ОТВЕТ — ТИШИНА
Путь фермерской продукции на большую полку полон препятствий
Цифры впечатляют: согласно статистике, фермеры производят ровно половину российского молока, 24 процента мяса, 60 процентов зерна, 70 – картофеля, 80 – овощей и фруктов. В общем и целом на КФХ приходится 70 процентов отечественной сельхозпродукции. Получается, именно малые хозяйства в основном кормят страну. Однако чтобы молоко, мясо, овощи дошли до потребителя, фермерам приходится из раза в раз решать задачу со звёздочкой: пробиться на торговые полки ой как непросто. Но ещё сложнее обосноваться на прилавках всерьёз и надолго.
Дали определение
Тему реализации фермерской продукции вот уже несколько лет подряд обсуждают на разных уровнях. О сбыте выращенного и полученного говорят крестьяне, власти региональные и федеральные. С недавних пор к беседе подключились и представители крупных торговых сетей. Как показывает практика, наиболее продуктивным разговор получается, когда в нём принимают участие все заинтересованные стороны: производители, продавцы, законодатели, сотрудники министерств, надзорных ведомств. Именно такая дискуссия под названием «Малому бизнесу – большую полку» недавно состоялась в регионе. Но сначала приведём ещё немного цифр. Как отметил Сергей Митин, сенатор Совета Федерации, принимавший участие в конференции, в стране в настоящее время действуют 162 тысячи КФХ, 16 миллионов ЛПХ и 30 тысяч микрохозяйств. Несмотря на то, что фермеры предпочитают вести дело по-семейному, вовлекая в него детей, без наёмных работников не обходится. В КФХ трудоустроено несколько десятков тысяч человек. Как правило, это местные деревенские жители, у которых появилась возможность зарабатывать рядом с домом. Государство старается уделять фермерам пристальное внимание. На развитие КФХ, удачный старт вновь созданных хозяйств в 2024-м направлено 7,8 миллиарда рублей. Плюс на 5,4 миллиарда рублей поддержали сельхозкооперативы, в состав которых входят КФХ и ЛПХ. И вот результат: в прошлом году в стране появилось около 8 тысяч новых фермерских хозяйств, где нашли работу 11 тысяч человек. – Каждый шестой закон, принимаемый Федеральным Собранием, связан с сельскохозяйственной отраслью, – подчеркнул Сергей Митин. Из последних значимых документов – свод правил, регламентирующих производство органической продукции, поправки, внесённые в правовые нормы по земле. Кроме того, принят закон о мёде, в котором указывается на необходимость делать его по ГОСТам, и Нижегородская область стала одной из первых в стране, где перешли на те самые стандарты. Скорректирован основной документ, на котором базируется деятельность КФХ. В нём появилась норма, касающаяся агротуризма, прописана возможность размещать на землях, находящихся в собственности хозяйства, здания и сооружения, в том числе торговые павильоны, гостевые дома. – Впервые дано определение фермерской продукции, утверждён курс на развитие инфраструктуры рынка сбыта, – продолжает разговор Сергей Герасимович. – В частности, речь идёт об агроагрегаторах – организациях, помогающих в реализации.
Дело в масштабах
Проект начинался как пилотный несколько лет назад. Сначала к нему присоединились Тульская и Липецкая области, но когда опыт признали успешным, число регионов выросло до 38. По сути агроагрегаторы являются мостом между мелкими производителями и крупными торговыми сетями. К примеру, у фермера есть несколько гектаров земли, на которых он выращивает морковь и свёклу. Его сосед занимается тем же, производство овощей открытого грунта взяли за основу и ещё несколько хозяйств, расположенных по соседству. По отдельности продукцию они получают в небольших объёмах, по этой причине напрямую взаимодействовать с торговой сетью не могут. Но если урожай объединить, барьер будет снят. Именно эту задачу и решают агроагрегаторы. Государство оказывает им поддержку на приобретение оборудования, транспорта, а организации покупают у фермеров продукцию по хорошей цене, выше, чем у посредников, при необходимости моют, сортируют те же овощи, картофель, упаковывают и оформляют сопроводительные документы. При этом товар на полке магазина будет выставлен под брендом производителя. Кстати, о бренде. Как отметил Сергей Митин, до сих пор не решён вопрос о маркировке фермерской продукции. Совет Федерации берёт его на контроль, возможно, в скором времени на прилавках товары от КФХ станут обозначать специальным знаком. – Ещё лет 15-20 назад особых проблем со сбытом продукции небольшие хозяйства не испытывали, – говорит Олег Сирота, президент ассоциации «Народный фермер». – Выращенные овощи, картошку сдавали в деревенский магазин. Сейчас такие точки практически исчезли, на смену им пришли крупные сети. Из-за глобализации торговли у фермеров начали возникать трудности с реализацией. Если магазины разрослись до масштабов сетей, то и минихозяйствам придётся следовать тем же курсом, тем более свыше 90 процентов из них производят сырьё, а не готовый продукт. Выход – в объединении. И тут можно действовать двумя путями – либо вступить в кооператив, либо присоединиться к агроагрегатору. – Наша ассоциация внимательно следит за работой таких организаций, – продолжает разговор Олег Сирота. – В основном они работают хорошо, но есть и такие, которым можно поставить оценку «отлично». Особенно успешно поставлено дело по закупке овощей, картофеля. Формируются партии товара в соответствии с требованиями торговых сетей, выдерживаются сроки поставок. Срывы случаются редко, оттого и штрафы минимальны.
Главный вопрос
– Более 80 процентов продовольственных товаров на внутреннем рынке отечественного производства, – приводит статистические данные депутат Государственной Думы Сергей Морозов. – Для повышения конкурентоспособности реализуется проект, направленный на продвижение продукции «Сделано в России. Выбирай своё». Он уже собрал свыше 100 тысяч участников. Программа идёт в ногу с государственными приоритетами по поддержке отечественных производителей. Проект подразумевает масштабную рекламную кампанию, которая охватит всю страну. По идее, она должна снизить маркетинговые расходы фермеров, и это большое подспорье для мини-производителей. К примеру, Наталья Рогачёва из Подмосковья на собственном опыте убедилась: траты такого рода не всегда оправданны. – Бывает так: производитель вкладывается в упаковку, раскрутку товара, а месяца через два ему говорят: извините – продукт не продаётся, работать с вами не будем, – сетует она. – Важно продумать маркетинговую стратегию, – подключается к разговору Олег Сирота. – Она должна содержать ответ на главный вопрос: почему следует покупать именно фермерскую продукцию. – Торговые сети объединяют свыше 100 тысяч магазинов по всей стране, – говорит заместитель министра сельского хозяйства Андрей Разин. – Все они ищут способы, которые помогут выиграть борьбу за покупателя. Фермерская продукция может стать одним из них.
Аплодисменты в зале
Допустим, глава КФХ упаковал свой товар, нарастил производство до приличных объёмов и готов напрямую сотрудничать с торговыми сетями. Фермеру предлагают заключить договор, но составлен он так, что без помощи юриста не разобраться. – Осилил только первую страницу, и то со словарём, – рассказывает Олег Сирота. – Дальше читать не стал – уловить смысл невозможно. Руководитель ассоциации «Народный фермер», конечно, шутит, но в каждой шутке есть доля правды. К тому же если дело дошло до ознакомления с договором, уже хорошо. Порой ответа на запрос о сотрудничестве приходится ждать очень долго. – Обратная связь с менеджерами торговых компаний практически не работает, – обратила внимание на проблему президент ассоциации «Агробизнес» Анжела Скрипкараш. – Потенциальные поставщики направляют заявку, а в ответ – тишина. Собравшиеся в зале встретили выступление аплодисментами: ситуация знакома многим. – Необходимо дать возможность фермерам напрямую взаимодействовать с конкретным магазином, а не с руководством всей торговой сети, – считает Андрей Разин. – Директорам на местах нужно предоставить больше полномочий. Тогда производителям не придётся направлять заявку в Москву, можно будет договориться здесь и сейчас. Путь фермеров на большую полку не усыпан звёздами, потому они и не зацикливаются только на торговых сетях. Сырьевики реализуют продукцию на рынках, агропредприятия, выпускающие готовый товар, продают его на тех же ярмарках или в интернет-магазинах. Однако не всякий, назвавшийся фермером, действительно им является. 60 процентов контрафактной продукции реализуется именно на таких площадках.
Обитаемый остров
У каждого КФХ свои масштабы, объёмы производства некоторых сопоставимы с приличным агропредприятием, другие – совсем малыши. Последних приглашают поселиться на «Фермерских островках». Проект реализуется корпорацией малого и среднего предпринимательства. Он направлен на организацию сбыта продукции мини-производителей. Точки по продаже их товаров открывают на площадках крупных торговых сетей: работают врозь, но при тесном взаимодействии. Уже создано 90 «островков» в 35 регионах страны. На каждом нашлось место 10-20 фермерам, а всего к проекту присоединились около 1 тысячи глав КФХ. – Это отличное решение для производителей, которым не под силу выполнить требования торговых сетей, – считает Елена Дубинчик, руководитель дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации корпорации МСП. – Поставщики сами продумывают ассортимент продукции, устанавливают цену. Вот она-то нередко становится тем камнем преткновения, который мешает делу. Фермеры оценивают свой товар слишком высоко, считая его уникальным и единственным в своём роде. Потребитель не всегда разделяет такое мнение и выбирает продукт попроще, но по адекватной стоимости. Получается, фермеры сами себе ставят палки в колёса. – Задирать цену не годится, – резюмирует Олег Сирота. – У качественного продукта по доступной цене больше шансов завоевать потребителя. И не важно, где он продаётся: в интернет-магазине, на рынке или на большой полке в торговой сети. У такого товара проблем со сбытом не возникнет.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА