28.04.2025

ДЕНЬ ЖЕЛАННЫХ ГОСТЕЙ

Пять лет назад в крупных городах, миллионниках прежде всего, проживало 20 процентов населения России, а сейчас 25 процентов. Это мировая тенденция. Есть мнение, что развивать надо крупные населённые пункты: там сосредоточены возможности для развития, потенциал роста ВВП, науки, образования. Есть и другая точка зрения.

Сохранить особый мир

И, пожалуй, та, иная, точка зрения нам ближе. В России с её территорией нужно действовать по-другому, сберегая малые города и сельские поселения с их особым миром, особым ритмом. И не просто сберегая, а развивая экономику, инфраструктуру, производство, комфорт, делая образ жизни на таких территориях привлекательным, конкурентным. Возможно такое? Конечно. Много лет слежу за развитием малых территорий региона. Если вспомнить Ардатов или Большое Болдино этак конца 1970-х годов – работала тогда в молодёжной газете – и сравнить с сегодняшним днём, то это разные миры. А можно рассмотреть не такие большие временные расстояния. Вот, к примеру, Спасское. Ещё лет десять назад было не так благоустроено, как сегодня. Не было стольких привлекательных уголков. А сегодня в уютном парке по выходным любят собираться семьи с детьми, молодёжь приходит. Вон мельница на горке – любо-дорого посмотреть. Ну нет в ней экономической или другой выгоды, но ведь глазу приятно, душе уютно. Яркая эта мельница, высокая – издалека видно. – Она символ того, что всё будет хорошо, – говорит мне один из патриотов своей малой родины Яков Глотов. – А плохое перемелется – мука будет. Вот и философская основа. Появились в Спасском новые здания, отреставрированы старые. Зарегистрированы организации, которых раньше никогда не было, например, Молодёжный центр. Или взять Центр развития народных промыслов и туризма. Можно ли строить благополучие муниципалитета, в том числе на туризме? А почему бы и нет? Развитие туризма многие специалисты считают драйвером социально-экономического развития территорий, в том числе малых. Он способствует улучшению экономики, созданию новых рабочих мест, развитию малого и среднего предпринимательства – это и размещение, и общепит, производство тех же сувениров. Эксперты отмечают даже улучшение экологической ситуации. И что немаловажно: приток людей со стороны, их интерес к округе влияет на местное сообщество – земляки больше гордятся малой родиной, начинают прихорашивать свои дома, разбивают по собственной инициативе цветники, более старательно сохраняют традиции. Польза безусловная.