Posted in Хозяйство
19.03.2012

От банкротства все в проигрыше

Путь в никуда

Странное чувство испытываешь, переступив порог административного здания. Сродни тому, если б зашел в дом, где жил знакомый человек, которого больше нет. Однако ЗАО «Таремское» еще живо, вернее, пока живо. Будущего у одного из самых крупных хозяйств не только Павловского района, но и области, нет. Его ждет полная ликвидация. Скоро вторые торги.

– Семьдесят процентов имущества сельхозпредприятия продано, деньги возвращены банкам, – констатирует исполнительный директор Олег Кислицын.

Он рассказывает, что не раз обращался в министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области с просьбой сделать для ЗАО «Таремское» исключение и продлить ему жизнь, на что был получен ответ: дескать, случай предприятия не является исключительным.

В кабинете директора огромная, во всю стену, карта сельхозпредприятия. Шутка ли, только земли обрабатывали 11 тысяч гектаров. Общее поголовье КРС составляло 2 тысячи голов, да еще 12 тысяч свиней. Надои – самые высокие в районе.

– Считаю, что «Таремское» – как раз исключительный вариант, – продолжает Олег Михайлович. – Я был в одном из обанкротившихся хозяйств, где коровы ростом с собак, вот у них действительно нет будущего.

На сегодня поголовье КРС составляет 1100 голов. От дойного стада осталось 446 буренок. Надои как в былые времена – ежесуточно свыше 19 литров от каждой коровы.

Молочное животноводство сохранено, несмотря на все трудности. Ежемесячно выплачивают заработную плату работникам – на предприятии осталось около 120 человек.

Хозяйство не получает дотаций ввиду банкротства.

– Мы могли бы получать до 40 миллионов в год дотаций по разным программам – для нас существенная поддержка.

Посевная отменяется

Прошлой весной, несмотря на запрет Сбербанка – основного кредитора – заниматься яровым севом, в ЗАО «Таремское» провели все сезонные полевые работы, в том числе на арендуемых площадях двух хозяйств Сосновского района. Руководство сельхозпредприятия взяло всю ответственность на себя.

– В этом году сеять не будем, – говорит Олег Кислицын. – Есть желающие из соседнего района использовать землю, но осенью ее подготовка, как делалось прежде, не проводилась…

Едем мимо покрытых белым одеялом безбрежных полей к бывшему свиноводческому комплексу. Помню, сколько планов связывал с производством свиней бывший директор предприятия Михаил Обрезчиков. Казалось, он, сильный руководитель, к тому же неплохой математик и шахматист, просчитал все до тонкостей, решившись на очередной крупный кредит.

– К взятию кредитов подтолкнул национальный проект развития АПК, – говорит исполнительный директор сельхозпредприятия. – Без банков сельское хозяйство не может нормально развиваться. Строили быстро, нанимая рабочих со стороны. Однако дешево не значит хорошо…

В свиноводческом комплексе тишина и запустение – уже полгода, как продали последних хрюшек. За это время у некоторых ангаров успела обрушиться крыша.

– Сюда нельзя, немедленно поворачивайте назад, – бросился к редакционной машине начальник охраны, запретив снимать полуразрушенные свинарники, словно они являются важным стратегическим объектом.

Не подействовали и объяснения, что руководитель предприятия разрешил нам побывать на территории комплекса. Впрочем, несколько снимков наш фотограф успел все­таки сделать.

Можно было по­другому

Оставшееся имущество сельхозпредприятия должно быть продано до августа. Сейчас племенной скот выставляется на торги по 99 рублей за килограмм живого веса. После вторых торгов эта цифра может снизиться до 70 рублей.

Обанкротившееся хозяйство уже вернуло банкам около 80 миллионов рублей. Ожидается еще около 50 миллионов – в целом треть долга.

– Эти же деньги предприятие могло выплатить за три года, если бы ему дали возможность работать, – уверен исполнительный директор. – Без всякой ликвидации. Я думаю, здесь все проиграли.

Все работники ЗАО «Таремское» будут сокращены до конца лета согласно Трудовому кодексу.

– Больше всего жалко людей, многим сложно будет трудоустроиться, – вздыхает Олег Кислицын. – Жалко и племенное стадо КРС. Вся проделанная за долгие годы работа насмарку…

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Павловский район.