Урок агрессии в школе
Для учеников одного из одиннадцатых классов Сергачской школы перемена после первого урока оказалась укороченной: учительница чегото не успела досказать и задержала ребят. Лучше бы подольше задержала. И тогда, возможно, не случилось бы той трагедии и не встретились в том роковом месте школьного коридора одиннадцатиклассник Саша Б. и девятиклассник Алик М.
Но они столкнулись и решили выяснить отношения за пять минут до звонка на второй урок. Его уже не услышал Алик, очень подвижный мальчик, небольшого роста, не претендовавший на исключительно примерное поведение и отличную успеваемость. Он остался лежать на полу, ему оказывали экстренную помощь, вызвали «скорую»…
Вряд ли звонок на урок дошел и до слуха Саши. Он, высокий, обычно спокойный, привлекательной внешности, обходительный, хорошо успевающий по предметам, зашел в класс бледный. Его трясло…
Алика увезла «скорая», он прожил еще один день и скончался в реанимации. После происшествия родители тут же забрали Сашу из школы и изолировали от мира. Никто не знает, когда он вернется в школу. И каким вернется. Скорее всего, другим… Невозможно спрятаться от мыслей после происшедшего, перед ними не захлопнешь дверь. А что предстоит прочитать во взглядах не только одноклассников?
Нет, не было поножовщины и лужи крови, хотя город захлестнули такие слухи, что мороз пробегал по коже…
Спросить бы Сашу, что же всетаки произошло между ним и Аликом. Выясняли отношения изза девочки? Но к Саше родители точно не допустят. И в том, думается, они правы, и здесь не нужно никаких пояснений.
А Александра Ивановна, хороший директор хорошей школы, почти умоляла меня не расспрашивать ребят:
– Я очень опасаюсь, вдруг от этих расспросов у когото из детей в душе чтото недоброе взыграет…
Она уже настолько напереживалась от случившегося, от объяснений правоохранительным органам, что видно, как сдало здоровье. И тем не менее всю тяжесть нашего разговора взяла на себя. Даже классных руководителей Алика и Саши не пригласила. Возможно, не столько изза того, чтобы лишний раз не расстраивать, а чтобы лишнее не проскользнуло.
Картина же свершившегося, многими увиденная, тоже вроде одна и та же: мальчики лежали на полу, Саша поднялся, Алик нет… Большего не узнал, услышал просьбу дождаться результатов следствия…
А в прокуратуре узнал, что уголовное дело пока не заведено, поскольку не выяснена причина смерти Алика. Предстоит долгая экспертиза…
Что бы там она ни показала, есть несомненное: столкновение мальчишек произошло при вспышке ярости, агрессии, а этого сегодня в подростковой среде предостаточно.
К великому сожалению, дети ныне в большинстве своем такие раскрепощенные, что иногда немеешь, глядя на них.
Вот пример увиденного собственными глазами в том же микрорайоне Сергача, где расположена упомянутая школа.
Както шел по микрорайону и не мог не обратить внимание на двух девочек 1314 лет, которые громко спорили около одного из домов.
И вдруг драка. Девчонки пустили в ход руки и ноги. А потом схватили друг друга за волосы и покатились по траве. Попытался их расцепить. Потребовалось вмешательство еще двух парней.
В другой подобный вечер у другого дома тоже заспорили две девочки такого же примерно возраста. Одна из них перешла на такой крик, какой только могла позволить мощь ее горла:
– А ну рви немедленно домой! И только высунься, только подойди к нему!..
Другая девочка попыталась возразить. И тогда прозвучало сверхгромкое убийственное:
– Ты жить хочешь?!
Девчонка нырнула в подъезд.
Решил повлиять на юную грозу и внушить ей, что очень некрасиво себя ведет, и получил в ответ незамедлительное, с нажимом на «ты»:
– Ты кто такой, чтобы мне указывать? Ты мой родитель, что ли?
– Вот ученики, никакого воспитания нынче в школе, – сокрушалась проходившая мимо пожилая женщина.
Да, школу мы не прочь упрекнуть, если чтото этакое вывернут школьники. Очередной упрек услышал в день похорон Алика. Ехал в автобусе, рядом молодая женщина разговаривала по сотовому телефону о трагедии в школе:
– А где были учителя? Неужели не видели, неужели не могли предотвратить?
Конечно, учителя не могут не чувствовать себя невиноватыми. В школе же произошло. После печального события было и школьное собрание, и беседы в каждом классе. Говорили учителя ребятам, что надо сдерживать себя, не быть равнодушными, стараться гасить возникающие конфликты. Но ведь 600 детей в школе, 600 характеров, они могут проявиться в любой момент…
Лично я стою на том, что школа должна обучать, а учить детей умению жить среди людей, самому сложному умению, должна всетаки семья.
Много у нас ссылок на нынешние трудности бытия, изза которых не хватает времени на воспитание детей. Но можно вспомнить и другое время, советское, более требовательное на этот счет, нравственно более чистое и с куда меньшим количеством неблагополучных семей. Да что там неблагополучные. Вспоминаю публикацию в одной из газет в восьмидесятых годах прошлого века. Произошло описываемое в Академгородке Новосибирской области. В парке, неподалеку от тамошней школы, мальчишкисемиклассники били свою одноклассницу. А несколько девочек того же класса их подогревали возгласами. Били за то, что не такая, что лучше учится и лучше себя ведет, били дети ученых. Были ли те семьи правильными, коль в девчонках жила жестокость и просилась проявить себя? Кстати, как утверждает в размышлениях в романе «Отверженные» великий Виктор Гюго, бессознательная жестокость таится в душе и самого доброго человека. Но бессознательная, значит, ее можно приглушить воспитанием.
Наверняка в силу разных причин не приглушили ее у тех нескольких юных парней из города Кольчугина Владимирской области. В один из вечеров они непристойно вели себя у Вечного огня. Сделал им замечание проходивший мимо 25летний парень. Сначала его избили, а потом положили на Вечный огонь…
Я всетаки встретился с классным руководителем Саши Б. Спросил ее: как будет Саша возвращаться в школу, в класс? Нужно ему к этому както готовиться? Как ему мягче пережить моральные последствия случившегося, в чем с него вину не снимешь? Она, верующий человек, сказала, что без покаяния в церкви не обойтись…
Давайте помнить мысль мудрого Гюго: жестокость сидит в нас, она съедает не только взрослых, но даже детей. Надо ей противостоять…
Виктор КОМАРОВ.
Сергачский район.
Коллаж
Татьяны ЧЕРНЯВСКОЙ.
Специалисты обращают внимание: повышенная агрессивность подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом.
Точка зрения
В чем корни жестокости
Случай в Сергаче, конечно, шокирующий. Но, к сожалению, он не единичный за последнее время. Участились и самоубийства среди подростков. Максимализм, ранимость и агрессивность характерны для этого возраста. Для некоторых подростков агрессивность – поведенческая тенденция, которая потом может стать чертой характера. Для других она как бы нетипична. У таких детей обида может долго копиться внутри, прежде чем произойдет вспышка.
Где же корни жестокости? Вопервых, в семье. Если ребенок с раннего возраста видит, что дома принято разрешать конфликты с помощью физической силы, то что же ждать от него в будущем? Другая причина – социального характера. Когда человек подстраивает свое поведение под общегрупповую тенденцию. То есть, как говорят, с кем поведешься, от того и наберешься. Например, в классе немодно учиться, в дворовой компании модно быть агрессивным и т. д.
Третья причина детской жестокости проявилась в последние годы. Повинно телевидение. Очень много сейчас фильмов и передач, где положительный герой физически силен и агрессивен. Этот образ прямотаки навязывается. Вот и подражают.
Другой аспект – компьютерные игры. Множество детей живут в виртуальном мире. И представление о боли, о крови, о смерти у них часто тоже абстрактное, виртуальное. Убил ты человека на экране, потом нажал кнопочку – человек этот снова жив, ничего же страшного! Или ударили тебя. Не больно же!
Как стирается граница между жизнью реальной и виртуальной, так стирается она между дозволенным и недозволенным.
У многих подростков к тому же не развит самоконтроль. Как правило, это происходит, если в семье ребенка слишком опекают, всегда есть кому проконтролировать его поступки. Зачем же напрягаться самому?
Но главное, о чем родители всегда должны помнить, – необходимо обращать внимание на свои поступки, ведь никакие слова не научат жизни лучше, чем личный пример близких людей.
Екатерина Михайлова, педагогпсихолог областного Центра социальной помощи семье и детям «Журавушка».
Социологи утверждают: за последние 10 лет уровень общения между подростками в школе кардинально изменился. Более жестокими стали не только мальчики, но и девочки.{jcomments on}