11_2012_16-1
Posted in .
19.03.2012

Урок агрессии в школе

Для учеников одного из одиннадцатых классов Сергачской школы перемена после первого урока оказалась укороченной: учительница чего­то не успела досказать и задержала ребят. Лучше бы подольше задержала. И тогда, возможно, не случилось бы той трагедии и не встретились в том роковом месте школьного коридора одиннадцатиклассник Саша Б. и девятиклассник Алик М.

Но они столкнулись и решили выяснить отношения за пять минут до звонка на второй урок. Его уже не услышал Алик, очень подвижный мальчик, небольшого роста, не претендовавший на исключительно примерное поведение и отличную успеваемость. Он остался лежать на полу, ему оказывали экстренную помощь, вызвали «скорую»…

Вряд ли звонок на урок дошел и до слуха Саши. Он, высокий, обычно спокойный, привлекательной внешности, обходительный, хорошо успевающий по предметам, зашел в класс бледный. Его трясло…

Алика увезла «скорая», он прожил еще один день и скончался в реанимации. После происшествия родители тут же забрали Сашу из школы и изолировали от мира. Никто не знает, когда он вернется в школу. И каким вернется. Скорее всего, другим… Невозможно спрятаться от мыслей после происшедшего, перед ними не захлопнешь дверь. А что предстоит прочитать во взглядах не только одноклассников?

Нет, не было поножовщины и лужи крови, хотя город захлестнули такие слухи, что мороз пробегал по коже…

Спросить бы Сашу, что же все­таки произошло между ним и Аликом. Выясняли отношения из­за девочки? Но к Саше родители точно не допустят. И в том, думается, они правы, и здесь не нужно никаких пояснений.

А Александра Ивановна, хороший директор хорошей школы, почти умоляла меня не расспрашивать ребят:

– Я очень опасаюсь, вдруг от этих расспросов у кого­то из детей в душе что­то недоброе взыграет…

Она уже настолько напереживалась от случившегося, от объяснений правоохранительным органам, что видно, как сдало здоровье. И тем не менее всю тяжесть нашего разговора взяла на себя. Даже классных руководителей Алика и Саши не пригласила. Возможно, не столько из­за того, чтобы лишний раз не расстраивать, а чтобы лишнее не проскользнуло.

Картина же свершившегося, многими увиденная, тоже вроде одна и та же: мальчики лежали на полу, Саша поднялся, Алик нет… Большего не узнал, услышал просьбу дождаться результатов следствия…

А в прокуратуре узнал, что уголовное дело пока не заведено, поскольку не выяснена причина смерти Алика. Предстоит долгая экспертиза…

Что бы там она ни показала, есть несомненное: столкновение мальчишек произошло при вспышке ярости, агрессии, а этого сегодня в подростковой среде предостаточно.

 

К великому сожалению, дети ныне в большинстве своем такие раскрепощенные, что иногда немеешь, глядя на них.

Вот пример увиденного собственными глазами в том же микрорайоне Сергача, где расположена упомянутая школа.

Как­то шел по микрорайону и не мог не обратить внимание на двух девочек 13­14 лет, которые громко спорили около одного из домов.

И вдруг драка. Девчонки пустили в ход руки и ноги. А потом схватили друг друга за волосы и покатились по траве. Попытался их расцепить. Потребовалось вмешательство еще двух парней.

В другой подобный вечер у другого дома тоже заспорили две девочки такого же примерно возраста. Одна из них перешла на такой крик, какой только могла позволить мощь ее горла:

– А ну рви немедленно домой! И только высунься, только подойди к нему!..

Другая девочка попыталась возразить. И тогда прозвучало сверхгромкое убийственное:

– Ты жить хочешь?!

Девчонка нырнула в подъезд.

Решил повлиять на юную грозу и внушить ей, что очень некрасиво себя ведет, и получил в ответ незамедлительное, с нажимом на «ты»:

– Ты кто такой, чтобы мне указывать? Ты мой родитель, что ли?

– Вот ученики, никакого воспитания нынче в школе, – сокрушалась проходившая мимо пожилая женщина.

Да, школу мы не прочь упрекнуть, если что­то этакое вывернут школьники. Очередной упрек услышал в день похорон Алика. Ехал в автобусе, рядом молодая женщина разговаривала по сотовому телефону о трагедии в школе:

– А где были учителя? Неужели не видели, неужели не могли предотвратить?

Конечно, учителя не могут не чувствовать себя невиноватыми. В школе же произошло. После печального события было и школьное собрание, и беседы в каждом классе. Говорили учителя ребятам, что надо сдерживать себя, не быть равнодушными, стараться гасить возникающие конфликты. Но ведь 600 детей в школе, 600 характеров, они могут проявиться в любой момент…

Лично я стою на том, что школа должна обучать, а учить детей умению жить среди людей, самому сложному умению, должна все­таки семья.

 

Много у нас ссылок на нынешние трудности бытия, из­за которых не хватает времени на воспитание детей. Но можно вспомнить и другое время, советское, более требовательное на этот счет, нравственно более чистое и с куда меньшим количеством неблагополучных семей. Да что там неблагополучные. Вспоминаю публикацию в одной из газет в восьмидесятых годах прошлого века. Произошло описываемое в Академгородке Новосибирской области. В парке, неподалеку от тамошней школы, мальчишки­семиклассники били свою одноклассницу. А несколько девочек того же класса их подогревали возгласами. Били за то, что не такая, что лучше учится и лучше себя ведет, били дети ученых. Были ли те семьи правильными, коль в девчонках жила жестокость и просилась проявить себя? Кстати, как утверждает в размышлениях в романе «Отверженные» великий Виктор Гюго, бессознательная жестокость таится в душе и самого доброго человека. Но бессознательная, значит, ее можно приглушить воспитанием.

Наверняка в силу разных причин не приглушили ее у тех нескольких юных парней из города Кольчугина Владимирской области. В один из вечеров они непристойно вели себя у Вечного огня. Сделал им замечание проходивший мимо 25­летний парень. Сначала его избили, а потом положили на Вечный огонь…

Я все­таки встретился с классным руководителем Саши Б. Спросил ее: как будет Саша возвращаться в школу, в класс? Нужно ему к этому как­то готовиться? Как ему мягче пережить моральные последствия случившегося, в чем с него вину не снимешь? Она, верующий человек, сказала, что без покаяния в церкви не обойтись…

Давайте помнить мысль мудрого Гюго: жестокость сидит в нас, она съедает не только взрослых, но даже детей. Надо ей противостоять…

Виктор КОМАРОВ.

Сергачский район.

Коллаж
Татьяны ЧЕРНЯВСКОЙ.

Специалисты обращают внимание: повышенная агрессивность подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом.

Точка зрения

В чем корни жестокости

Случай в Сергаче, конечно, шокирующий. Но, к сожалению, он не единичный за последнее время. Участились и самоубийства среди подростков. Максимализм, ранимость и агрессивность характерны для этого возраста. Для некоторых подростков агрессивность – поведенческая тенденция, которая потом может стать чертой характера. Для других она как бы нетипична. У таких детей обида может долго копиться внутри, прежде чем произойдет вспышка.

Где же корни жестокости? Во­первых, в семье. Если ребенок с раннего возраста видит, что дома принято разрешать конфликты с помощью физической силы, то что же ждать от него в будущем? Другая причина – социального характера. Когда человек подстраивает свое поведение под общегрупповую тенденцию. То есть, как говорят, с кем поведешься, от того и наберешься. Например, в классе немодно учиться, в дворовой компании модно быть агрессивным и т. д.

Третья причина детской жестокости проявилась в последние годы. Повинно телевидение. Очень много сейчас фильмов и передач, где положительный герой физически силен и агрессивен. Этот образ прямо­таки навязывается. Вот и подражают.

Другой аспект – компьютерные игры. Множество детей живут в виртуальном мире. И представление о боли, о крови, о смерти у них часто тоже абстрактное, виртуальное. Убил ты человека на экране, потом нажал кнопочку – человек этот снова жив, ничего же страшного! Или ударили тебя. Не больно же!

Как стирается граница между жизнью реальной и виртуальной, так стирается она между дозволенным и недозволенным.

У многих подростков к тому же не развит самоконтроль. Как правило, это происходит, если в семье ребенка слишком опекают, всегда есть кому проконтролировать его поступки. Зачем же напрягаться самому?

Но главное, о чем родители всегда должны помнить, – необходимо обращать внимание на свои поступки, ведь никакие слова не научат жизни лучше, чем личный пример близких людей.

Екатерина Михайлова, педагог­психолог областного Центра социальной помощи семье и детям «Журавушка».

Социологи утверждают: за последние 10 лет уровень общения между подростками в школе кардинально изменился. Более жестокими стали не только мальчики, но и девочки.{jcomments on}