
НА ГОЛУБЫХ ДОРОГАХ
Как сделать поездки комфортными и безопасными
Нижегородцы, живущие на берегах Волги и Оки, всегда были заинтересованы в развитии пассажирских и грузовых речных перевозок. Сегодня этой проблеме уделяется большое внимание различных структур. Внутренний водный транспорт – неотъемлемая часть экономической системы страны, и его усовершенствование определено Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Общая протяжённость внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка грузов и пассажиров, составляет почти 102 тысячи километров. Протяжённость внутренних водных путей составляет почти 51 тысячу километров. В регионах, где имеются внутренние водные пути, создаётся 90 процентов валового внутреннего продукта и проживает 80 процентов населения страны. При этом 78 процентов водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров. На прошлой неделе наш регион посетил помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев. Визит был посвящен обсуждению перспектив дальнейшего совершенствования грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом. Николай Патрушев провел рабочую встречу с губернатором области Глебом Никитиным. Во встрече участвовал полномочный представитель президента России в ПФО Игорь Комаров. Участники встречи обсудили развитие перевозок водным транспортом по Волге и обновление речного флота, оценили загруженность судостроительных предприятий региона, планы по их модернизации, кадровому обеспечению и другое. Были затронуты вопросы создания в школах области специализированных инженерных классов по профилю судостроения с целью подготовки школьников к поступлению в технические вузы и получению среднего профессионального образования. Глеб Никитин отметил, регион является одним из крупнейших транспортных узлов страны с выгодным географическим расположением – он имеет водную связь с Москвой, Санкт-Петербургом, Архангельском, с Каспийским и Черным морями. У нас находятся значительные производственные мощности по строительству разнопрофильных судов, база крупнейшего судоходного оператора «Волжское пароходство». – Для нашего региона вопросы развития речного судоходства, обеспечение безопасных и эффективных перевозок пассажиров и грузов является приоритетной задачей. В навигацию прошлого года в области было перевезено на 42 процента больше грузов, чем в предыдущем, а круизными судами и скоростным флотом – на 53 процента больше пассажиров, чем в 2023 году. Безусловно, мы заинтересованы в увеличении интенсивности речного судоходства, – сказал Глеб Никитин. Николай Патрушев, полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров, губернатор Глеб Никитин посетили Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева и судостроительный завод «Красное Сормово», где ознакомились с процессом создания крыльевых устройств судов на подводных крыльях и проведением испытаний моделей судов в опытовом бассейне, посетили инженерно-конструкторский центр, где разрабатываются проекты современных скоростных пассажирских судов. – Скоростные суда и экранопланы нового поколения, разработанные предприятием, весьма востребованы для грузопассажирских перевозок на внутренних водных путях, на туристических и линейных маршрутах, – отметил Николай Патрушев. Позже на встрече с руководством судостроительного завода «Красное Сормово» обсуждались вопросы производственной загрузки, финансово-экономических показателей деятельности завода, ключевые вопросы модернизации производства. Отмечено, что в рамках инвестиционной программы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на заводе «Красное Сормово» будет произведено технологическое и техническое перевооружение. Исполнительный директор ПАО «Завод «Красное Сормово» Сергей Ляшенко представил основные производственные объекты, суда, находящиеся на разных этапах строительства. В настоящее время в производственной программе завода «Красное Сормово» серия сухогрузов проекта RSD59, серия круизных судов проекта «Карелия», серия краболовов-процессоров КСП01. Николай Патрушев подчеркнул, что продукция, выпускаемая заводом, весьма востребована для новых транспортно-логистических коридоров, грузовых и пассажирских перевозок. В рамках визита Николая Патрушева прошло совещание по вопросам обеспечения безопасности морского и речного судоходства. В нем приняли участие Игорь Комаров, Глеб Никитин, представители Минпромторга, Минэнерго, Минприроды, Ространснадзора, Росморречфлота, организаций, задействованных в морской деятельности. Основное внимание было сосредоточено на необходимости анализа и оценки практики применения действующих нормативных актов, на совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности судоходства. Обсуждались меры, направленные на модернизацию транспортной и обеспечивающей инфраструктуры, в том числе портов и причалов, на внутренних водных путях. – В числе актуальных вопросов – устаревание и высокая степень износа флота, недостаточность существующих мер государственной поддержки для изменения ситуации и решения проблемы обновления инфраструктуры и флота. Это особенно важно в текущих условиях, в том числе с учетом угроз безопасности, связанных с попытками диверсий и атаками беспилотников. К системным вопросам относятся и лимитирующие участки на Волге и Каме, которые ограничивают навигацию и снижают пропускную способность водных путей, а также дефицит квалифицированных кадров в отрасли, – отметил Игорь Комаров. Глеб Никитин рассказал о создании на территории области нового речного порта на Волге. – Он станет мультимодальным логистическим центром, где внутренний водный транспорт будет взаимодействовать с другими видами транспорта. Данную территорию включаем в состав особой экономической зоны «Кулибин», уже подобрали компании, готовые стать резидентами, – сообщил глава региона. В ходе совещания было указано на важность осуществления на постоянной основе мониторинга и анализа информации обо всех происшествиях и событиях на водных объектах, проведения анализа участков водных путей на предмет прогнозирования аварийности.
Иван БЛАГОВ.
Фото Никиты ДУХНИКА.