СДАТЬ ФОТО НА ХРАНЕНИЕ
Личность подтвердит внешность
Улыбка открывает турникет в метрополитене. Пока не во всех регионах страны, а только в трёх, но Нижегородская область входит в их число. В декабре метро города оснастили специальным оборудованием. За полтора месяца пассажиры более 8 тысяч раз порадовались новой поездке на электропоезде. На этой неделе улыбка открыла дорогу на станцию метрополитена заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Григоренко, прибывшему в регион с рабочей поездкой.
Многие нижегородцы оценили удобство современной платёжной системы: отпала необходимость в час пик судорожно искать в сумке или кармане пластиковую карту. если её забыли дома – такое тоже бывает, – вообще катастрофа. Лицо же всегда с собой. лавное, чтобы его узнало специальное оборудование. И, как утверждают специалисты, это не проблема. В 99,999 процента случаев система считывает внешность, несмотря на произошедшие изменения – новую причёску, к примеру, и спокойно отличает людей реальных от фотографий. – Бесконтактный способ оплаты проезда ввели сразу на всех 15 станциях Нижегородского метрополитена, – рассказал губернатор Глеб Никитин. – Активнее всего метод используют на самых загруженных – «Горьковская», «Парк культуры», «Московская». Обсуждаем возможность внедрения системы для оплаты проезда на других транспортных средствах. Но для того, чтобы улыбка открывала двери, её необходимо сохранить в памяти искусственного интеллекта. Биометрические данные собирают на портале «Госуслуги». Причём ими можно управлять: проверить срок действия или отозвать. На платформу загружают запись голоса, фотографию. Всё это, как заверяют специалисты, тут же переводят в зашифрованный вид – для надёжности и безопасности. Биометрическая информация хранится отдельно от персональной – к ней относятся сведения из документов, удостоверяющих личность, – и никогда не покидает периметра системы. Несмотря на все заверения, люди всё ещё неохотно передают такого рода данные, опасаясь взлома виртуального хранилища. Но, как показывает практика, получить номер и серию паспорта гораздо легче. К тому же внешность у каждого человека уникальна, её не подделать. Во многих странах мира это отлично понимают, и там биометрия всё активнее вытесняет бумажные документы. В нашей области сделан ещё один шаг в этом направлении. Она вошла в число пилотных регионов, многофункциональные центры которых принимают клиентов либо по паспорту, либо по данным диной биометрической системы. – Благодаря современной методике удаётся повысить скорость предоставления услуг на 25-30 процентов, – отметил Дмитрий Григоренко. – Тестировать систему начали в трёх регионах – Челябинской, Ленинградской, Липецкой областях. Нижегородская стала четвёртым участником федеральной программы. Рабочие столы специалистов МФЦ оснастили камерой, на которую возложена важная задача по определению личности. Оборудование, узнав человека, передаёт информацию дальше по цепочке, и сотрудник многофункционального центра получает частично заполненное заявление, куда внесены данные клиента – имя, фамилия, отчество, номер и серия паспорта, место жительства. Не доставая документа, удостоверяющего личность, нижегородцы могут зарегистрировать бизнес, получить или заменить водительские права, оформить пособия и многое другое. При этом каждый решает сам, как получать госуслуги – по паспорту или по биометрическим данным. Дмитрий Григоренко в ходе рабочей поездки дал старт реализации ещё одного федерального проекта. На этот раз область стала пионером, а вслед за ней пойдут 28 пилотных регионов. Все они подключатся к цифровой системе госуправления. В прошлом году на платформу зашли руководители федеральных министерств и ведомств. Теперь очередь регионов. Глеб Никитин уже оценил достоинства цифровой системы. – Она позволяет быстрее и точнее принимать решения, – поделился он мнением. – Взаимодействие с федеральным центром стало удобнее. Кроме того, аналитическая панель помогает осуществлять контроль за выполнением поручений, на ней загружаются данные о финансировании национальных проектов, поступлении бюджетных средств. При этом регион со своей стороны работает над наполнением цифровой системы новыми сведениями. – Её внедряем для решения ряда задач, – подчеркнул заместитель председателя правительства РФ. – Во-первых, цифровая система позволяет создать единое информационное пространство, в котором работают власти федеральные и региональные. Во-вторых, она способствует повышению качества управленческих решений, которые принимаются на основе максимально возможного объёма данных, что снижает риск невыполнения поручений. На аналитической панели доступна информация о ходе строительства школ и детских садов, ремонта больниц и поликлиник, благоустройства территорий, реконструкции дорог и путепроводов, об исполнении бюджета и реализации нацпроектов, госпрограмм, о работе с обращениями, поступившими от жителей региона, и многое другое. Система позволяет загрузить в неё личные данные той или иной области, республики, края. Благодаря таким сведениям есть возможность, к примеру, снизить риск возврата в федеральный бюджет неосвоенных средств. Дмитрий Григоренко отметил высокий уровень цифровизации области. Всё большее участие в управлении регионом принимает искусственный интеллект. Благодаря ему, к примеру, осуществляется контроль за состоянием дорог, их своевременной расчисткой в зимнее время, вывозом мусора, – Искусственный интеллект в режиме онлайн через камеру, которая смотрит на контейнер, определяет: переполнен он или нет, – рассказал Глеб Никитин. – Если бак полностью загружен, система передаёт информацию региональному оператору, который должен оперативно вывезти мусор. Данные поступают и в профильные ведомства. Их сотрудники проконтролируют транспортировку отходов и помогут в решении спорных вопросов, если таковые возникнут.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Никиты ДУХНИКА.