ЖЕРТВУ ЛОВЯТ В СЕТИ

Как буллинг распространяется в цифровой среде

Каждый третий пользователь интернета в России становился жертвой кибербуллинга, такие данные приводит Альянс по защите детей в цифровой среде. Наиболее уязвимы дети и подростки. Буллинг, другими словами травля, в сети представляет собой угрозу, которая может иметь серьёзные последствия, отражаться на жизни и здоровье. Опасные ситуации, конечно, происходят не только в интернете, но и в обычной жизни, они могут перетекать из виртуального мира в реальный и обратно. О проблеме поговорили с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры практической психологии Мининского университета Ларисой Скитневской.

Интернет помнит всё

Кибербуллинг – это травля в интернете, чаще всего посредством социальных сетей. Как и в обычном буллинге, здесь есть жертва и агрессоры, как правило, это не один человек, а группа, действия которой не единичны, а происходят с постоянством. ля этой ситуации характерно и наличие свидетелей. – Часто сталкиваемся с историями, когда дети, подростки снимают на видео, где они кого-то бьют и унижают, – отмечает Лариса Скитневская. – ни выкладывают это в мессенджеры, им важно, чтобы это кто-то увидел. Количество аудитории определяет для них их популярность. Как правило, чем негативнее видео, тем больше будет комментариев и репостов. ети, которые выкладывают такие ролики в сеть, не всегда понимают, что за это может последовать ответственность. У них есть ощущение безнаказанности, что их не найдут. На самом деле, часто авторов и действующих лиц таких роликов находят. По словам эксперта, кибербуллинг сейчас очень распространён. Неприятные ситуации и агрессивное поведение существовали всегда, но сейчас, когда мы живём в гаджетах, они также переместились в сеть. Существует огромное количество разновидностей кибербуллинга, когда могут запугивать, угрожать, выкладывать фотографии, под ними писать оскорбления и так далее. Не всегда взрослые могут узнать об этом, чтобы принять меры. Нередко общение происходит в закрытых каналах в мессенджерах, которые создают во множестве. Буллера, который действует с помощью интернета, не всегда получается опознать, он может действовать анонимно, создать любой аккаунт, выдавать себя за кого-то другого. ругая особенность травли в сети заключается в том, что о ней знают не только жертва и агрессоры, их ближайшее окружение, но и неограниченное число людей – такие истории распространяются в социальных сетях, становятся предметом обсуждения, не важно, в каком городе это произошло. Фотографии и видеоролики разлетаются мгновенно, и их уже невозможно удалить. о, что попадает в интернет, остаётся там практически навсегда.

Не друг, а злоумышленник

Одна из серьёзных опасностей – преследование в сети. Получить все данные о человеке можно как в процессе личного общения в социальных сетях, так и видя ту информацию, которой он делится на своей странице. По данным компании «Лаборатория Касперского», которая ведёт исследования цифровых привычек взрослых и детей, выявлена опасная тенденция: злоумышленники стремятся использовать интернет, чтобы собирать информацию о ребёнке и установить с ним доверительные отношения. Цель – получить фото или видео, добиться встречи в реальной жизни. В группу наибольшего риска попали дети семи-десяти лет, 88 процентов из которых имеют собственный смартфон или планшет. Эти данные были получены в ходе ежегодного опроса, который проводился в 2022 году среди родителей и их детей дошкольного и школьного возраста. Согласно опубликованному исследованию, родители чаще обеспокоены количеством времени, которое ребёнок проводит в сети, а не тем, какой цифровой след он оставляет и с кем общается. При этом большинство детей получали заявки на добавление в друзья от незнакомых людей. Почти четверть этих заявок приходило от взрослых. Почти каждый второй ребёнок указывает в социальных сетях свой настоящий возраст, рассказывает о своих увлечениях и знакомится с новыми людьми. Больше трети детей – 36 процентов – потом встречались с новыми знакомыми в реальности. Большинство родителей говорят детям, что нельзя разговаривать с незнакомцами на улице. е же правила должны действовать и в интернете. Пытаться завести дружбу, выдавать себя за сверстника может кто угодно, в том числе взрослый с преступными намерениями. – Незнакомец может начать интересоваться увлечениями ребёнка, строить доверительный диалог в течение какого-то времени, а уже потом получать какую-то личную информацию – где живёт, где учится, кем работают родители, узнать материальный достаток семьи, – объясняет Лариса Скитневская. – Преследование может перейти в реальную жизнь. Обязательно проговаривайте с детьми, что если к нему в профиль кто-то постучался, начинает общение, то необходимо прервать контакт и сообщить об этом родителям. Дети доверчивы и не всегда могут критически оценивать других, а также свои действия.

Правила безопасности

Исключить гаджеты из жизни мы не можем, они давно превратились в инструмент для работы, учёбы, общения. Поэтому главная рекомендация для родителей – обучать детей цифровой грамотности и правилам безопасности в интернете. – Стоит объяснить ребёнку, чтобы он лишний раз не делился своими фотографиями даже с хорошими друзьями: отношения могут измениться, никто не застрахован от того, что личные фото попадут в сеть, – говорит психолог. – Важно критически относиться к фото и видео, понимать, что допустимо снимать, а что нет. Ещё более аккуратно стоит относиться к тому, что сами выкладываем и пишем в социальных сетях. Правильное поведение в цифровой среде – это то, чему обязательно нужно учить детей. Специалист дала рекомендацию, что делать, если неприятная история случилась. Во-первых, лучше сразу сделать скриншот сообщений, которые получил ребёнок, так вы сохраните доказательства: отправитель может их удалить. Потом стоит прервать общение и блокировать контакт, если это возможно. Дети часто замалчивают ситуации, когда их обижают. Бывает, что они боятся порицания со стороны родителей. Поэтому важно объяснить, что, если ребёнок сталкивается с чем-то неприятным в свой адрес, не надо молчать, он может прийти к родителям и рассказать об этом. Взрослым стоит внимательно относиться к проблемам, с которыми к ним обращается ребёнок. – Основной признак, по которому мы можем увидеть, что с ребёнком что-то происходит, – это изменение его поведения, – говорит Лариса Витальевна. – н был весёлый и разговорчивый и вдруг стал другим – грустным, замкнутым, нервным. сли вы видите, что это не единичная ситуация, а происходит в течение кого-то времени, скорее всего, что-то идёт не так, в этом стоит разобраться. Если у ребёнка меняется настроение после того, как он посидел в телефоне, на это тоже лучше обратить внимание. При этом эмоции лучше отставить в сторону, разговаривать спокойно и доброжелательно. Если в семье установлены доверительные отношения, то дети, как правило, рассказывают о проблемных ситуациях. Естественно, дети сталкиваются с обидчиками не только в интернете, но и реальной жизни – в школе, во дворе. По словам эксперта, чаще всего подвергаются буллингу дети, которые чем-то отличаются от других. Например, если в классе один ребёнок носит очки, он может стать объектом насмешек. При этом, если таких ребят несколько, то вероятность, что на это будут обращать внимание, снижается. Обижать могут замкнутых, стеснительных детей, возбудимых, которые будут бурно реагировать на неприятные слова. В меньшей степени подвержены буллингу дети, у которых хорошо развиты коммуникативные навыки. – Советовать дать сдачи обидчику не стоит, агрессия порождает агрессию, конфликт будет развиваться, – отмечает Лариса Скитневская. – Пробовать игнорировать в буллинге можно, поскольку агрессору в этом случае важна реакция жертвы: если тебе не отвечают, то действия отчасти теряют смысл. Третий вариант: воспитывать у ребёнка уверенность в себе, так он сможет дать правильный словесный отпор, обидчик его не сумеет задеть. Поддержка родителей играет не последнюю роль. Взрослые не должны игнорировать такие ситуации и пускать их на самотёк, при этом действовать нужно взвешенно и спокойно. Вначале стоит внимательно разобраться в ситуации, выяснить, что точно произошло, а уже потом принимать решения о тех или иных действиях. Можно обратиться за помощью к психологу или к педагогам, если это происходит в школе. Специалист отметила, что важно развивать в ребёнке уверенность в себе, а также строить доверительные отношения в семье. Если ребёнка обижают, важно поддержать его, объяснить, что не он виноват, а просто так сложились обстоятельства, а дальше пробовать вместе найти выход из этой ситуации. Никогда не будет лишним разговаривать с детьми про дружбу, любовь, доброе отношение к окружающим.

Анастасия Сергеева.

Фото Александра Воложанина.