0
Posted in Наука
10.09.2024

ЗАПАС МОЩНОСТИ ОСТАЁТСЯ

Известный интеллектуал считает возможным увеличение производства в сотню раз

Как представляет себе Арзамас житель других регионов? О городе в разное время писали и говорили по-разному. Можно вспомнить гайдаровское «городок наш тихий – весь в садах». Православная общественность скажет о «городе 33 церквей и 3 монастырей». Аграрии знают о нём как о гусиной столице и луковом крае.

Спрос на знания

Этим летом город показал себя в новом свете. Многие высказывают мнение, что сегодня людям вновь необходимы научно-просветительские мероприятия. Государство поддерживает такой взгляд и предпринимает всё необходимое для удовлетворения пытливого спроса. Тягу к знаниям призван утолить прошедший фестиваль «Арзамас. Знание». Формат научного фестиваля пока ещё редкий, но уже ясно, что весьма востребованный. С июля площадка в городском парке Гайдара в дни проведения популярных лекций была заполнена слушателями. Если кто-то думал, что летом желающих учиться будет не сыскать, то он ошибался. К примеру, на лекцию Анатолия Вассермана «Как наука и технологии выживут в новое время?» собрались несколько сотен горожан и гостей города. Известный публицист, телеведущий и депутат Госдумы порой даже выходил за рамки заявленной темы. Он увлекательно рассказывал как о возможностях цифровых технологий, мнимых опасностях искусственного интеллекта, так и о пересмотре картины мира, деструктивных общественных движениях. В его изложении любая отрасль науки представала совершенно не скучной.

Вымирание не грозит

– Поскольку я с Одессы, то на вопрос в теме своей лекции отвечу вопросом же: «А как, собственно, мы вообще могли бы выжить без науки и технологий?» – и сам же отвечу: «Никак», – начал общение с залом Анатолий Александрович. – Сейчас модно рассуждать о перенаселении Земли. Это вызвано тем, что русская цивилизация формировалась в условиях аномально низкой плотности населения, а англосаксонская цивилизация – в условиях высокой плотности. И вот у англосаксов принято считать, что Земля дико перенаселена. Они это говорят сейчас, когда нас 8 миллиардов человек, и говорили два века назад, когда и миллиарда-то не набиралось. А я доказываю на основе нескольких серьезных исследований, что даже технологий, доступных в конце прошлого тысячелетия, по сей день хватает, чтобы обеспечивать высокий уровень жизни по меньшей мере 15-20 миллиардам человек. Но ведь и наука не стоит на месте. Так что перенаселение, обнищание, вымирание нам не грозит, при условии, что мы будем правильно распоряжаться существующими техническими возможностями и постоянно создавать новое, опираясь на науку. Собственно, технологическая революция началась буквально через пару веков после того, как сформировалась наука в современном смысле. Начались колоссальные прорывы в технологиях. Теперь от начала поиска какой-то научной гипотезы и до полного ее использования в технике проходит примерно век. В основе нынешней техники лежит, в конечном счете, полупроводниковая электроника. Она опирается на достижения физики твердого тела, квантовой механики. Первая идея квантов опубликована в 1900 году. Но в последние лет 15-20 возможности техники растут быстро. Это происходит из-за того, что техника все более опирается на цифровые технологии. Как они будут развиваться, никто точно не знает. Потому нам приходится развивать науки «широким фронтом». Без этого любое узкое направление быстро заглохнет.

Чем капитализм хуже

Фридрих Энгельс точно подметил «когда у общества появляются потребности, оно движет науку вперед быстрее, чем десяток университетов». К сожалению, грантовое финансирование науки сегодня этот аспект не учитывает. До сих пор не преодолён кризис Академии наук, хотя дела идут лучше, чем в 1990-е. Есть за что похвалить исследовательские организации при крупных межнациональных корпорациях. Действительно сделано очень много серьезных исследований, открытий. Но все они вынуждены заниматься делами тех корпораций, которые их финансируют, из-за этого утрачивают широту кругозора. То есть заняты не самой наукой, а нуждами той корпорации, которая ее финансирует. Эту проблему я постарался изложить в своем сборнике статей «Чем капитализм хуже социализма». В этой связи, рассуждая о кризисе науки, Вассерман напомнил о сокращении множества высокотехнологичных производств. По его убеждению, выход из кризиса будет возможен только с восстановлением системы связей между наукой и технологиями. – Кризис науки не преодолеем, пока не воссоздадим такое производство, которое составляло хотя бы ту же долю от общего хозяйства, какая была в советский период развития общества. Сейчас мы к этой цели движемся весьма медленно. Но когда выйдем на значимую долю высоких технологий в общем производстве, трудностей в путях развития науки станет гораздо меньше. Соответственно потребности науки подтянут за собой образование.

Выигрыш – в плане

Говоря о кризисе социализма, спикер фестиваля назвал его причиной то, что сложность развития хозяйства превзошла возможности тогдашних систем планирования хозяйства как единого целого. То есть даже в наши дни вычислительные мощности, достаточные для планирования в реальном времени всего мирового производства как единого целого, еще недостаточны. Они могут быть достигнуты не раньше, чем лет через пять-десять. Зато такое планирование производства, по его убеждению, принесет человечеству немалый выигрыш и заметно увеличит темпы общественного развития. Сегодня же, как считает Вассерман, большая часть человеческих и научных ресурсов тратится всего лишь на то, чтобы сделать более удобным использование уже существующих устройств. Впрочем, и это немаловажно. Ведь на заре автомобилизма, чтобы стронуть машину с места, нужно было проделать 24 различных манипуляции. Сегодня не больше четырёх. Интерфейсы программ и механизмов тоже становятся «дружелюбнее».

ИИ не существует?

Слушатели, соглашаясь с интеллектуалом в этой части развития научной мысли, активно задавали вопросы об искусственном интеллекте и опасностях, связанных с его развитием. Анатолий Александрович многих удивил, заявив, что как такового искусственного интеллекта пока не существует. Важно разделять псевдо- и полноценный искусственный интеллект. – Ныне есть только имитаторы интеллекта, обучающиеся на материалах, подобранных и классифицированных людьми, – подчеркнул Вассерман. – Тут ничего похожего на саморазвитие нет. Впрочем, есть и опасности. Первая – любой инструмент исполняет волю того, кто этот инструмент держит. Сегодня имитаторами интеллекта пользуются не всегда с добром. Вторая – имитаторы интеллекта уже начинают обучаться не столько на лучшем из того, что отобрано человечеством, сколько на всяком информационном мусоре. Уже есть прецедент, когда некий юрист использовал ИИ для подготовки выступления в суде. «Интеллект» сочинил и включил в текст несколько десятков судебных прецедентов, в реальности не имевших места. Причем судья этому поверил и принял решение на основе этих несуществующих прецедентов. Вот информационный мусор-то и есть опасность. При этом, убеждён Вассерман, когда искусственный интеллект, наконец-то, появится, не нужно бояться, что он станет конкурировать с человеком. От полноценного искусственного интеллекта никаких опасностей не ожидается. Когда мы сумеем его создать, он будет, как и положено интеллекту, развиваться на основе собственного взаимодействия с окружающей действительностью. А это значит, что он не будет нам конкурентом, потому что будет развиваться иначе. Он не хуже естественного интеллекта поймет полезность объемного взгляда на мир с разных точек зрения. Он будет нуждаться во взаимодействии с нами не меньше, чем мы с ним.

В почве не нуждаемся

Наших земляков интересовало мнение публициста по проблеме истощения почв и глобальной продовольственной безопасности. В этой части знаний Анатолий Александрович тоже имеет весьма изящное мнение: – По этому направлению наука, к сожалению, исследования начала довольно поздно, но уже немало достигнуто. Есть агротехнологии, вовсе не нуждающиеся в почвах. Но дело совершенно не в этом. Единственное ограничение человечества – это ограничение доступной общей мощности производства. Во избежание серьезных изменений климата Земли мы можем вырабатывать не более одной сотой от той энергии, что попадает из космоса на нас. Пока же мы достигли едва одну сотую этого допустимого предела. Таким образом, запас по мощности у нас останется всегда. Соответственно и проблем хоть с удобрением почвы, хоть с беспочвенным выращиванием растений у нас никак не предвидится. Вопрос только в технологиях. При правильном распоряжении даже уже имеющимися технологиями, продовольственные проблемы в ближайшие полтысячелетия нам точно не грозят. Потребности человечества будут обеспечены тем более, когда будет достигнуто глобальное планирование.

Александр ПРАВСКИЙ.

Фото автора.

Арзамасский округ.

Comments & Reviews